Общие вопросы слепоглухонемоты. История обучения слепоглухонемых
Выключение одного из главных дистантных анализаторов — зрения или слуха (как было отмечено в предшествующих главах) — оказывает существенное влияние на процесс адаптации человека во внешей среде. Выключение зрения или слуха во многих случаях приводит к тем или иным отклонениям со стороны психической сферы. Освещение проблемы сенсорной депривации (зрительной, слуховой) было бы неполным, если бы мы хотя бы в общих чертах не остановились на слепоглухонемоте — проблеме, мало освещенной в литературе, но чрезвычайно важной в плане понимания как развития отдельных психопатологических нарушений, так и путей становления всех психических процессов, нарушенных болезнью.
Знакомство с особенностями компенсации, достигаемой с помощью педагогико-воспитательной работы, при слепоглухонемоте, возникшей на ранних этапах онтогенеза, убеждает в том, что в извечном споре между представителями клерикализма и материализма побеждают сторонники материалистического понимания сущности сознания и психики, мышления и речи.
Одновременно существующая патология зрения и слуха (слепоглухонемота) в популяции встречается довольно редко. Человек, лишенный одновременно таких важных органов чувств с раннего детства, обречен на изоляцию и одиночество, поскольку, никогда не слышав человеческой речи, он не может использовать ее как средство общения. Психическое развитие в таких условиях оказывается ограниченным. Составить представление об особенностях развития слепоглухонемых стало возможным только после разработки способа общения с ними и совершенствования системы воспитания слепоглухонемых — тифлосурдопедагогики.
В монографиях и статьях о слепоглухонемоте указывается, что саморазвитие изначально заложенных особенностей является основой формирования психики. Внешнее воздействие рассматривается лишь как толчок «к пробуждению бессмертной души». Возможность нормального психического развития при слепоглухонемоте убедительно показывает, что путь «очеловечивания» идет не от языка и сознания, а от процесса построения человеческих отношений и возникающего на этой основе общения, ведущего к овладению языком.
Слепоглухонемой ребенок располагает потенциальной возможностью развития. Но обладая этой возможностью, сам он своими собственными усилиями никогда не достигнет даже низкого уровня умственного развития. При отсутствии корригирующего педагогического вмешательства такой ребенок остается инвалидом на всю жизнь, поскольку без специального обучения он не может овладеть навыком усваивать звуки, научиться выполнять самые элементарные человеческие действия.
Рассмотрение проблемы слепоглухонемоты в историческом аспекте показывает, что она давно привлекала внимание ученых разных специальностей (психологов, педагогов), общественных деятелей, журналистов. Первые попытки обучения слепоглухонемых относятся ко второй половине XIX века. Оно проводилось главным образом в монастырях и сводилось в основном к выработке «умения» бить поклоны и бормотать молитвы. Церковь извлекала из этого выгоду, рекламируя обученных таким образом слепоглухонемых как «духовно прозревших».
В печати широко рекламировалась идея религиозного воспитания слепоглухонемых, наставниками которых (даже во внемонастырских школах) были монахини. К концу XIX века в разных странах стали создаваться группы по обучению слепоглухонемых. Такая группа, например, была сформирована в Германии по инициативе пастора Г. Риманна при убежище калек близ Потсдама. В Швеции (Венерсборг) специальное учреждение для слепоглухонемых включало в себя школьное отделение и трудовые мастерские. В США в Перкинсовской школе слепых также обучались некоторые слепоглухонемые, на что имеются ссылки в монографии W. Wade «Слепоглухонемота».