Повреждения коллатеральных связок не так редки у артистов балета и имеют большое значение в экспертизе трудоспособности у лиц, профессия которых связана с тонкими координированными движениями в коленном суставе. Чаще всего повреждается большеберцовая коллатеральная связка.
Различают три степени повреждения коллатеральных связок: I степень — частичное повреждение волокон связок, при котором проводится консервативное лечение; II степень — повреждение связок средней степени, когда происходит надрыв волокон и их расхождение с последующим рубцеванием ниже места повреждения; III степень — тяжелая степень повреждения, когда происходит полный разрыв капсулы сустава и связок, концы которых расходятся на значительное расстояние. В этих случаях показано оперативное лечение в самый ранний период, т. е. в момент поступления больного в стационар с установлением точного диагноза.
Частичное повреждение волокон связок коленного сустава чаще встречается у танцоров народного танца в связи с особенностями их танцев — глубокое приседание и быстрое вставание, падения на колено с высокого прыжка. Во время этого происходит ротация голени и отведение ее кнаружи.
Клиника частичного повреждения коллатеральной связки: во время травмы появляется резкая боль по внутренней или наружной поверхности коленного сустава, иногда ощущается нежный хруст и наступает рефлекторная (болевая) контрактура коленного сустава. В последующем возникает кровоподтек на месте поврежденной связки.
При повреждении связок тяжелой степени происходит их разрыв в средней части на уровне суставной щели или отрыв от места прикрепления, что чаще наблюдается при повреждении малоберцовой коллатеральной связки. Это связано с тем, что малоберцовая коллатеральная связка крепче и мощней большеберцовой, и она часто отрывается вместе с костным фрагментом от малоберцовой кости и нередко сопровождается травмой малоберцового нерва. У больных наблюдается неустойчивость в коленном суставе и избыточное приведение голени, а при повреждении большеберцовой коллатеральной связки отмечается избыточное отклонение голени кнаружи.
Повреждение крестообразных связок колена
Эти повреждения относятся к тяжелым травмам, приводящим к значительному нарушению функции конечности и снижению трудоспособности. У артистов балета они встречаются редко.
Различают полные и неполные разрывы связок. Диагноз в момент травмы затруднен вследствие гемартроза, периартикулярного кровоизлияния и отека окружающих тканей.
Наиболее ценным симптомом при полном разрыве крестообразной связки является симптом «выдвижного ящика»: при разрыве передней крестообразной связки наблюдается симптом переднего «выдвижного ящика», когда голень свободно выдвигается кпереди, так как разорванная связка не удерживает се в правильном положении, и симптом заднего «выдвижного ящика», когда голень смещается кзади.
После стихания острых явлений у больных остается неустойчивость и неуверенность при ходьбе и они вынуждены фиксировать коленный сустав эластичным бинтом.
При частичном повреждении связок коленного сустава применяется консервативный метод лечения, заключающийся в оказании первой помощи на месте травмы — орошение хлорэтилом, фиксация бинтом и направление в травматологическое учреждение для получения рентгенограммы и наложения гипсовой повязки от верхней трети бедра до кончиков пальцев при легком сгибании голени под углом 160—170°, чтобы уменьшить натяжение связок. Фиксация гипсовой повязкой осуществляется в течение 10—14 дней, а при повреждении средней тяжести — до 3 нед.
Особое значение следует придавать раннему восстановительному лечению. С 3-го дня назначаются изометрические напряжения мышц бедра, активные движения здоровой конечностью в виде сгибания и разгибания в суставах нижней конечности, отведения бедра, имитация профессиональных движений — батманы и ронд де жамб в воздухе здоровой конечностью. В первые дни эти движения делаются лежа в постели, а в последующем — стоя у кровати. После снятия гипсовой повязки продолжают фиксацию эластичным бинтом, назначается комплекс физиотерапевтических процедур (электрофорез с йодидом калия и новокаином, фонофорез гидрокортизона), массаж, лечебная гимнастика для укрепления мышц бедра и голени.
Через 4—5 нед разрешается посещение класса — занятия у станка с эластичным бинтом на коленном суставе, после укрепления мышц и устойчивости коленного сустава можно переходить к занятиям на середине зала, маленьким прыжкам, а затем и большим. При отсутствии жалоб, повышении упругости мышц бедра и голени, наличии устойчивости в коленном суставе разрешается переходить к репетициям и спектаклям. Артисты балета с подобными травмами ставятся на диспансерное наблюдение с последующим проведением курсов восстановительного и профилактического лечения.
При полном разрыве связок коленного сустава показано оперативное лечение с целью восстановления целости связок. В остром периоде связки сшиваются, в застарелых случаях, когда отмечается неустойчивость в коленном суставе за счет неполноценности той или иной связки, показана операция по пластике связок.