Зрительное восприятие слов в художественных фильмах без слов
Режиссеры и авторы художественных фильмов не предполагают, что их фильмы могут быть использованы без звука для тренировки и контроля способности людей с нормальным и нарушенным слухом зрительно воспринимать устную речь. Ввиду того что артикуляция действующих лиц, ее освещение, повороты головы, смена кадров и планов обусловлены в художественных фильмах только развитием сюжета, представляло интерес проверить возможный уровень распознавания устной речи в более трудных для зрительного восприятия условиях.
Во время занятий с первыми двумя группами мы показали студентам пять раз одну часть фильма «Партийный билет», в которой на заседании партийного комитета завода выступают по очереди два действующих лица. В произносимых ими фразах содержалось 80 слов. Студентам третьей группы также была продемонстрирована эта часть фильма пять раз.
Все студенты третьей группы (III) дали более высокие показатели распознавания слов по сравнению со студентами первой и второй группы (I и II). Шесть студентов третьей группы восприняли правильно более 78% слов, превысив данные лучшего студента из первой группы. Студенты второй группы распознали еще меньше слов (28—61%).
Из второго художественного фильма «Тень у пирса» студентам третьей группы была показана одна часть, в которой действующие лица ходили по комнате, а интенсивность освещения менялась в значительных пределах. Это, естественно, затрудняло распознавание слов по артикуляции, а иногда делало его невозможным. Фильм демонстрировался без звука пять раз. Результаты распознавания слов студентами третьей группы приведены на рисунке. 12 студентов приняли правильно от 35 до 52% слов, два студента распознали 20—22% слов.
Относительно низкие показатели восприятия слов были вызваны вышеуказанными условиями освещения действующих лиц, их движением, частой сменой планов кадра.
Этим же студентам была показана часть любительского фильма, в которой диктор А. был снят в момент его ответа на вопросы другого человека, находившегося вне кадра. В ответах содержались 79 слов. В этих условиях восприятие слов было затруднено, и мы вынуждены были показать этот отрывок студентам с нормальным слухом 7—8 раз. Только после этого 8 человек приняли правильно 30—54% слов, а 4 студента — 6—26% слов.
Для сравнения этот фильм был многократно показан взрослым глухим. Только один человек среди них распознал отдельные слова. На листке, переданном нам глухой женщиной, было написано: «Ничего не поняла... артикуляция губ очень скупая. Тема разговора неизвестна. Понимать такую артикуляцию смогу лишь при близком знакомстве и хотя бы недельной разговорной практике с ним. Учтите, что каждому человеку присуща своя артикуляция, и мы своих близких понимаем без всякого напряжения, а к другим должны привыкнуть».
Это высказывание приведено нами, так как в нем отражены факторы, имеющие важное значение для зрительного восприятия речи: особенности артикуляции говорящего человека, важность знания темы разговора, роль привыкания к артикуляции. Все это позволяет сделать вывод, что отдельные части художественных и любительских фильмов могут быть использованы для развития и контроля навыка зрительнного восприятия речи, уже имеющегося у людей с нарушенным слухом. Однако обучение чтению с губ целесообразно вести по специальным фильмам с несколькими дикторами и постепенно усложняющимся речевым материалом.