Влияние кастрации на голос. Возрастные изменения голоса
Кастрация, произведенная до периода полового созревания, приводит к глубоким изменениям в голосовом аппарате мальчиков. Отсутствие в организме гормонов половых желез является причиной задержки роста гортани и нормального развития голоса. Тем не менее голос кастратов не теряет своих ценных качеств, в средние века, например, многие из них были очень популярными певцами в костёльных хорах.
Согласно Seeman: „голос кастрированных нельзя причислить ни к мужским, ни к женским голосам, является он типичным мальчишеским голосом". Как известно, лица с такими голосами могут получить специальную вокальную подготовку и быть высококвалифицированными певцами. Голос кастратов отличается чистотой, полнотой звучания, высоким диапазоном и больной силой. С возрастом голос кастратов становится более низким, однако на всегда сохраняет свою звучность и силу. Особой известностью пользовались итальянские кастраты. Голос знаменитого кастрата Farinelli имел диапазон, равный трем с половиной октавам. В XVIII веке в Ватикане количество кастратов ежегодно доходило до 2000—4000.
Задержка анатомического развития голосового аппарата и нарушения голосообразования могут быть вызваны расстройством функции не только половых желез, а также щитовидной железы и гипофиза. Частой причиной патологической детской полноты является недостаток в организме гормонов гипофиза и щитовидной железы. Расстройства голоса могут появиться уже в детстве, однако чаще всего наибольшего развития достигают они в период полового созревания и мутации.
Возрастные изменения голоса
Крик новорожденного является голосовым звуком. Его диапазон очень мал, однако включает два или три тона третьей октавы, например, g3, a3, h3. Ребёнок начинает лепетать в 4—6 месяце жизни. Лепет является безусловным рефлексом, так как лепечут также и глухонемые дети.
В этом периоде постепенно появляется лепетание, являющееся приобретенным рефлексом, т.е. условным, возникающим: 1) благодаря слуховым раздражителям и 2) кинестатическому восприятию (чувство положения и напряжения мышц голосового аппарата), а также 3) зрительному восприятию — наблюдению за артикуляционными движениями близких лиц. Лепетание заключается прежде всего в произношении гласных, а также согласных, относящихся, как к первой артикуляционной зоне: б, м, п, в; так и к третьей артикуляционной зоне: к, г. Среди звуков, относящихся ко второй артикуляционной зоне, при лепетании можно услышать: й, л и звук польского языка l (когда он произносится так, как гласный звук уо, yd).
Вибрационное р, а также щелевые и смычно-щелевые согласные появляются в речи ребёнка гораздо позднее. Первый период развития речи ребёнка является периодом мелодии и соответствует приблизительно первому году его жизни. Мелодия сопровождается обычно мимикой и жестом. Второй период, согласно Kaczmarek, является периодом отдельного слова и длится первую половину 2-го года жизни. Третий — ото период, когда ребёнок начинает строить предложения. При лепетании можно определить высоту, продолжительность, а также интенсивность звуков, т.к. они издаются низким или высоким голосом, то звучат коротко, то длятся дольше, а при этом произносятся тихо или громко. Отсутствие кореляции в функции голосового аппарата отражается прежде всего на типе дыхания. Для ребёнка характерен брюшно диафрагмальный тип дыхания, а во время лепетания к основному типу дыхания присоединяется еще дыхание при участии грудной клетки. При сильном крике снова начинает превалировать брюшно-диафрагмальный тип дыхания.
Гортань ребёнка очень мала, голосовые связки — короткие, надгортанник маленький и свернутый, как неразвернувшийся лист. Гортань располагается высоко, а диапазон ее перемещений вверх, вниз, вперед и назад очень невелик.
Величина резонаторных полостей бывает различной, в частности, трахея и бронхи могут быть достаточно широкими.
Основываясь на строении резонаторных полостей и тембре голоса, детские голоса принято делить на сопрано и альты. Диапазон голоса маленького ребенка невелик, с возрастом он постененно расширяется вверх и вниз. Объём голоса включает шесть-семь тонов, расположенных между С2—С3. До 6-го года жизни нол не имеет никакого влияния на диапазон голоса. На 7-ом году жизни в верхнем регистре появляется разница между голосами мальчиков и девочек. От 12 до 15 года жизни разница диапазона голосов остается почти неизменной и составляет максимум пол-тона в верхних звуках.
Согласно Tarneaud, девочки в 14-ть лет могут начать учиться пению, правда, с большой осторожностью, в то время как у мальчиков следует подождать, пока закончится период мутации. Обучение пению, а также пение в хорах в период мутации часто бывают причиной необратимых повреждений голосового аппарата.
В период полового созревания голосовой аппарат изменяется в очень быстром темпе, однако полное развитие наступает значительно позднее. У лиц, обладающих ценным голосовым аппаратом, период мутации очень короткий, и наблюдающиеся при этом голосовые расстройства, как правило, очень незначительные. Период мутации характеризующийся резкими изменениями высоты и интенсивности голоса может продолжаться даже до 24 года жизни. Вокальное обучение в период полового созревания требует большой осторожности, т.к. несоответствующее проведение занятий может привести к непоправимому повреждению голосового аппарата.