Вибрация голосовых связок. Хорошая и плохая вибрация у певцов
Вибрация голосовых связок обычно наблюдается прежде всего в голосах квалифицированных певцов, а также в редких случаях в голосах необученных певцов, исключительно одаренных. Для вибрации характерно изменение высоты и напряжения звука, причём ведущее значение имеет изменение высоты. Питание и кровообращение каждой мышцы зависит от динамики процесса её сокращения. Во время работы мышцы сокращение её постепенно возрастает, доходит до максимального и тогда мышца несколько расслабляется, после чего напряжение мышцы вновь начинает возрастать.
Таким образом возникает как будто бы модуляция процесса сокращения мышцы, которая применительно к мышцам гортани является основой вибрации голоса. Колебания высоты голоса остаются незамеченными даже музыкальным слухом, создают они впечатление полноты звучания, богатства звуков, а также являются условием артистической экспрессии. Голос только тогда полон и богат, если колебания высоты и напряжения повторяются в промежутках от 1/5 до 1/6 секунды. Колебания высоты голоса составляют около 1/2 тона, колебания же напряжения около 2—3 децибелов. Вибрация более слышима во время forte, чем во время piano. Дряблость мышц голосного аппарата делает невозможной нормальную вибрацию и поэтому к старости голос утрачивает полноту и звучность, которые имел в молодости.
Спастическое сокращение мышц голосового аппарата полностью исключает возможность вибрации. Вибрацию следует отличать от тремолирования. Согласно Luchsinger изменения мышечного напряжения во время тремолирования совершаются гораздо быстрее, чем при нормальном колебании голосовых связок и, вместо 5—6, составляют 7—10 в секунду, причём изменение напряжения звука при тремолировании минимально, зато колебание высоты тремолирующего голоса очень значительно и легко воспринимается слухом. Теплов указывает, что вибрация это периодическое пульсирование высоты, интенсивности и тембра, которые воспринимаем не как пульсирование, а как колоритную окраску звука.
Явление вибрации наблюдается у всех великих певцов во время полного звучания голоса. В духовых инструментах вибрация отмечается очень редко, зато при игре на смычковых инструментах имеет очень широкое применение. Вибрационная амплитуда смычковых инструментов значительно меньше той же амплитуды человеческого голоса и составляет в среднем четверть топа. В хорошо звучащем вокальном тоне не должно быть слышно никакого пульсирования, качания и тремолирования. Наоборот, все эти элементы принято считать характерными для неправильного пения. Нормальная вибрация не воспринимается на слух, как ряд колебаний высоты или интенсивности звука, как пульсирование или тремолирование. Однако, это вовсе не значит, что мы вообще её не замечаем. Мы слышим её не как колебания голоса, а только как определенную его окраску.
Согласно Seashor, под плохой вибрацией мы подразумеваем такую, при которой амплитуда колебаний слишком велика, или такую, которая нерегулярна или же, наконец, такую, в которой имеют место нежелательные соотношения между отдельными элементами.