Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса
Принято различать три типа постановки голоса: 1) мягкую, 2) твёрдую и 3) придыхательную.
О мягкой постановке говорим тогда, когда при фонации голосовые связки сближаются не полностью, остаётся узкая элиисоидная щель, обеспечивающая возможность свободных колебаний. Как правило колебания происходят в горизонтальной плоскости. Голосовые связки только сближены, полного контакта между ними не имеется. Мягкая постановка голоса является чертой, характерной для физиологического голоса. Соприкосновение голосовых связок в низком регистре обычно бывает более тесным, чем в высоком. В высоком регистре между голосовыми связками остается довольно широкая щель.
Твердая постановка обусловлена тесным контактом голосовых связок. Если сближенные голосовые связки слишком сильно надавливают одна на другую, голос становится очень твердым и носит, если можно так определить, взрывной характер. При ослабленных и дряблых голосовых связках твердая постановка голоса имеет компенсаторный характер. Однако, спустя короткое время, появляются явные признаки утомления голосового аппарата и другие неприятные явления, связанные с перегрузкой.
Предыхательная постановка голоса является результатом того, что голосовые связки во время фонации полностью не смыкаются, между их задними концами остаётся щель в форме треугольника. При таком положении голосовых связок часть выдыхаемого воздуха проходит через треугольную щель, не принимая участия в образовании голосовой волны, и — как призвук сипоты — присоединяется к голосу. Такой призвук портит голос, делает его менее ценным.
Мегкое окончание фонации заключается в том, что голосовые связки по мере уменьшения давления воздуха в подсвязочном пространстве, постепенно заканчивают свои колебания и до самого конца остаются сближенными. Такого рода окончание фонации является признаком правильно выработанной дыхательной опоры.
Твердое окончание фонации является следствием внезапного её прекращения и открытия голосовой щели.
Придыхательное окончание фонации возникает в тех случаях, когда голосовые связки раньше времени утрачивают своё напряжение, расслабляются и выдыхаемый воздух проходит через открывшуюся щель. К голосу присоединяется портящий его шум, возникающий при прохождении неколеблющейся воздушной волны. Шум этот бывает слышен ешё и тогда, когда звучание голоса уже окончилось.
Как известно, колебания голосовых связок являются условием возникновения голоса. Чем больше частота колебаний, тем выше голос. Величина отклонения голосовых связок, или амплитуда их колебаний, определяет силу голоса. Нормальная фонация обуславливается согласованным колебанием обоих голосовых связок.
Согласно Heymann почти у 12% совершенно здоровых людей наблюдается некоторое нарушение функции левой голосовой связки. Малютин подтверждает наблюдения Heymann, указывая, что замедленные колебания левой голосовой связки имеют место гораздо чаще, чем правой.
В норме колебания голосовых связок происходят в горизонтальной плоскости. Ритм и регулярность колебаний обоих голосовых связок строго между собой согласованы. Частота и амплитуда колебаний голосовых связок — одинакова. Изменения голоса, проявляющиеся только на определенном отрезке голосового диапазона, связаны с изменениями колебаний на этой высоте. Таким образом, исследование полного объёма голоса является очень важным условием. Изменения голосообразования, возникающие во время piano исчезают во время forte и наоборот.
Из вышесказанного следует, что голос необходимо исследовать при пении crescendo и decrescendo. Во время образования низких звуков колеблется вся масса голосовых связок, в то время как при образовании высоких звуков колеблются лишь их края. Однако, сказанное выше не является правилом, нельзя также установить четкой границы между одним и другим способом колебания голосовых связок.