На всех этапах развития борьбы с туберкулезом в нашей стране важнейшим направлением в работе противотуберкулезных учреждений и, в первую очередь, диспансеров являлась организация своевременного выявления больных туберкулезом. Вполне естественно, что эта работа ставила перед фтизиатрами дифференциально-диагностические проблемы. Не так давно в задачи противотуберкулезных учреждений входило отвергнуть или поставить диагноз туберкулеза легких.
В тех случаях, когда туберкулез легких отвергался, для детального обследования или постановки правильного диагноза больные обычно направлялись в лечебные учреждения общей сети. За последние годы, в связи с постоянным снижением контингентов больных туберкулезом легких и безусловным увеличением удельного веса больных с неспецифическими заболеваниями легких, увеличением числа больных со злокачественными опухолями легких, возросло значение дифференциально-диагностического раздела работы противотуберкулезных учреждений.
Организация выявления заболеваний органов дыхания и, в первую очередь, туберкулеза, рака и неспецифических воспалительных процессов обеспечивается в основном флюорографической службой, исторически связанной с противотуберкулезным учреждением. При этом выявляется большая труппа лиц с различными легочными изменениями неясного характера, нуждающихся в дифференциальной диагностике. Эти лица нуждаются в комплексном специальном дообследовании, которое по технической оснащенности и квалификации кадров не может быть осуществлено в каждом районном учреждении.
Длительные сроки диагностики легочных заболеваний (иногда 6—7 месяцев) связаны, в первую очередь, с существующей в настоящее время многоступенчатостью диагностического процесса (флюорографическая станция тубдиспансера — районная поликлиника — неспециализированный стационар— специализированное отделение и т. д. и т. п.), что особенно отрицательно сказывается на своевременной диагностике опухолей легких.
Все изложенное заставило нас попытаться создать единый пульмонологический центр дообследования при Центральной клинической туберкулезной больнице. Сейчас, как нам кажется, опыт и оснащение ряда туберкулезных учреждений города дают возможность не только отвергнуть или поставить диагноз туберкулеза легких, ио и в случае отсутствия туберкулеза точно указать, о какой легочной патологии идет речь.
По данным консультационного отделения нашей больницы за последние 6 лет число больных, направляемых с целью дифференциальной диагностики, увеличилось на 22,4% при неизменном в целом количестве направляемых больных. У больных, направленных для дифференциальной диагностики по поводу заболевания легких, плевры, выявления источника кровохарканья, причины субфебрилитета, бацилловыделения и т. д., правильный диагноз был поставлен в 96% случаев. Всего за 1971 —1973 гг. через консультационное отделение больницы прошло 2891 диагностических больных, и были выявлены в общей сложности 22 различных заболевания.
Самый большой процент касался злокачественных новообразований. На опухоли легкого приходилось почти 30%, неспецифические пневмонии составили 16%. пневмосклероз, саркоидоз Бека, хронический и острый бронхит, бронхоэктатическая болезнь и прочие заболевания легких составили 19,5%. Туберкулез легких среди этой группы больных составил лишь 11%. Эти цифры красноречиво свидетельствуют об изменении структуры легочной патологии. Важно и то, что за последние годы в связи с патоморфозом туберкулеза, безусловным увеличением числа больных с злокачественными заболеваниями и неспецифическими воспалительными процессами легких, направляемыми в туберкулезные учреждения для диагностики, рентгенологический метод, являвшийся в свое время основным диагностическим методом, несколько уступает свое значение. Так, по данным Штейнбрюка, в противотуберкулезных учреждениях ГДР, с 1950 по 1960 г. диагностика легочной патологии в 95% случаев основывалась только на рентгенологическом методе, а с 1960 по 1970 гг. рентгенологический метод себя оправдал только в 50% случаев.