Суждения о мастурбации, главным образом в плане ее влияния на здоровье, высказанные авторитетами в различных областях знания, формируют своеобразный континуум, на одном полюсе которого располагаются Tissot (1764), считавший, что онанизм вызывает целый ряд тяжелейших заболеваний (в том числе сифилис мозга), и И. М. Порудоминский, полагавший, что мастурбация столь же вредна, как tabes dorsalis, а на другом полюсе располагаются авторы, высказывавшиеся в своих публикациях об относительной пользе мастурбации при определенных обстоятельствах. Так, французский философэнциклопедист Дени Дидро считал возможным рекомендовать ее лицам молодого возраста в качестве превентивной меры против утраты душевного равновесия, а Диаборн выражает надежду, что врачи-гериатры будут поощрять мастурбацию среди своих пациентов.
Однако в конце концов в сознании широкой массы врачей довольно прочно утвердилась модель прямых и жестких причинно-следственных отношений между онанизмом и половыми расстройствами.
Иллюстрацией необычайной готовности следовать этой схеме может служить публикация А. И. Оссендовского. Отметив «увеличение одной или обеих грудных желез... у 52 мальчиков из 220 питомцев колонии в возрасте 12—18 лет», автор, даже не допуская, что и нагрубание желез, и онанизм могут быть параллельным результатом возрастных пертурбаций, делает безапелляционное заключение о том, что увеличение грудных желез является прямым следствием «сильного злоупотребления онанизмом». Н. Ф. Чигаев, утверждавший, что «в числе признаков, характеризующих хронических онанистов, нужно отметить особый противный запах, который чувствуется при приближении к такому больному», далее пишет: «...от рукоблудия нередко замечается переход в настоящее извращение полового чувства, т. е. стремление к мужчинам, с наклонностью к пассивной (редко активной) нейрастении, к взаимному рукоблудию, сосанию половых членов, скотоложеству...»
Поскольку, однако, клинический опыт с течением времени вызвал сомнения как в отношении универсальности приведенной модели, так и в отношении самой ее структуры, она была проверена на фактическом материале. Для этого из клинического архива отделения сексопатологии Московского НИИ психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР были выделены две группы мужчин: 1-я — с изолированным или четко преобладающим поражением нейрогуморальной составляющей. По характеру патологического процесса в этой группе доминировали органические и смешанные нарушения (81,6% при 18,4% функциональных); 2-я — с изолированным или четко преобладающим поражением психической составляющей. В этой группе, напротив, преобладали функциональные нарушения (92%).
Были использованы также данные Кинзи, исследовавшего сексологически здоровых лиц.
Как показывают приведенные данные, упомянутая модель не соответствует фактам, так как самый высокий процент лиц, практиковавших мастурбацию, встречается среди сексуально здоровых, и, наоборот, самый высокий процент тех, кто никогда не мастурбировал, встречается среди страдающих наиболее тяжелыми расстройствами потенции, с резким преобладанием органических и смешанных поражений (81,6%) над поражениями функциональными (18,4 %).
Поскольку все же определенный процент никогда не мастурбировавших встречается в группе сексуально здоровых, и, напротив, 27% из числа страдающих расстройствами нейрогуморальной составляющей мастурбацию практиковали, а промежуточная группа психогенной импотенции демонстрирует еще более пеструю картину, совершенно очевидно, что ни о какой универсальной модели, которая представила бы причинно-следственные отношения для любого случая, речи быть не может. На данном этапе можно построить модель, которая отражает причинно-следственные отношения лишь в частном случае раннего поражения нейрогуморальной составляющей и показывает при этом роль отсутствия мастурбации.
Таким образом, попытки понять генетические корни мастурбации с позиций чисто медицинских, при игнорировании аспектов биологических и социальных, обречены на неудачу и приводят к односторонним, неверным положениям.
Христианская мораль с ее идеалами аскетизма и умерщвления плоти, отрывая половую любовь от ее психофизиологической основы, осуждала большинство проявлений человеческой сексуальности, и среди них — мастурбацию. По свидетельству Davis (1946), особой нетерпимостью в отношении мастурбации отличалась древнееврейская религия. Так, морально-этический кодекс Талмуда осуждает ованистический акт с большим ожесточением, чем даже прелюбодеяние: если последнее в некоторых обстоятельствах и с определенными лицами вполне экскульпируется, то мастурбация не находит никакого оправдания. Эта непримиримость древнееврейской религиозной морали в отношении мастурбации нашла отражение и при формировании христианской религии. Между тем в периоде юношеской гиперсексуальности, как показывают данные Кинзи с сотр., лишь немногим здоровым юношам удается избежать этой обходной тропинки.