Отношение к шизофрении в Колумбии и Индии. Шизофрения в развивающихся странах
"Мы не можем рассказать об этом никому из соседей. Если это станет известно, моей сестре вряд ли удастся выйти замуж"
Женщина с шизофренией
В результате катамнестического исследования шизофрении, проведенного под эгидой ВОЗ, был сделан вывод, что одним из факторов, способствующих благоприятному исходу шизофрении в Кали (Колумбия), является высокий уровень толерантности, проявляемой родственниками и друзьями больного к симптомам психического расстройства: это облегчает пациенту процесс реадаптации к семейной жизни и к работе после выписки из больницы (World Health Organization, 1979).
В ходе пятилетнего катамнестического наблюдения за страдающими шизофренией в Индии было обнаружено, что 80% семей предпочитали, чтобы больной продолжал оставаться дома (Indian Council of Medical Research, 1988). Другое индийское исследование показало, что лечение шизофрении главным образом в домашних условиях более приемлемо для семей и в меньшей степени нарушает их нормальную жизнь по сравнению с больничным лечением (Pai and Kapur, 1983).
В некоторых регионах «третьего мира» более низкий уровень стигмы может быть отчасти следствием специфической практики народной диагностики. Практически во всех непромышленных странах проявлениям психоза часто дается сверхъестественное объяснение. Человека с такими симптомами могут рассматривать как жертву колдовства либо, наоборот, считать шаманом, приписывая ему способность общаться с духами (Warner, 1994).
Когда в Нигерии городским и сельским жителям из народа йоруба, не имеющим какого-либо официального образования, были представлены краткие характеристики психически больных людей (те же, что использовались при исследовании, проведенном в США в 1950 г.; см.: Star, 1955), только 40% опрошенных сочли человека с параноидной шизофренией психически больным (Erinosho and Ayonrinde, 1981), тогда как американцы почти все признали его таковым (D'Arcy and Brockman, 1976).
Среди йоруба только пятая часть (против трех четвертей американских респондентов) посчитали психически больным человека с простой шизофренией. Более того, третья часть йоруба изъявили готовность вступить в брак с человеком, страдающим параноидной шизофренией, и более половины — со страдающим простой шизофренией (Erinosho and Ayonrinde, 1981).
Однако если на таких людей навешивают ярлык «сумасшедших», ситуация меняется. Когда квалифицированных рабочих из области Бенин (юго-западная Нигерия) попросили высказать мнение о человеке со специфической характеристикой «сумасшедший», то 16% опрошенных заявили, что всех таких людей нужно расстреливать, а 31% — что их следует высылать из страны. Эти сравнительно образованные нигерийцы представляли себе сумасшедших как «ничего не соображающих, неопрятных, агрессивных и безответственных» субъектов (Binitie, 1971).
Есть данные, свидетельствующие о том, что в развивающихся странах стигма, сопутствующая психической болезни, становится более ощутимой с развитием индустриализации и урбанизации. При ранних исследованиях, проведенных в Индии, обнаруживались высокие уровни толерантности и сочувствия, готовность взаимодействовать с психически больным, оптимистические взгляды на лечение и отсутствие стремления скрыть наличие психически больного в семье (Sathyavathi et al., 1971; Verghese and Beig, 1974).
Более поздние индийские исследования свидетельствуют о снижении толерантности. В результате недавнего опроса общественного мнения в Нью-Дели (Prabhu et al., 1984) был сделан вывод, что городские жители «воспринимают психически больных как агрессивных, буйных и опасных». «Относительно возможных результатов терапии проявляется глубокий пессимизм. Наблюдается тенденция соблюдать определенную социальную дистанцию по отношению к психически больным и отвергать их» (Prabhu et al., 1984).