Пациентка с отогенным абсцессом мозга. ЭЭГ при отогенном абсцессе мозга
Приведем клиническое наблюдение, касающееся больной с абсцессом мозга, развившимся на почве хронического гнойного воспаления левого среднего уха.
Больная Л., 48 лет, поступила в тяжелом состоянии в клинику болезней уха, горла и носа 22/VIII-1997 г. по поводу обострения хронического гнойного воспаления левого среднего уха, сопровождающегося сильной головной болью с левой стороны. В течение 20 лет страдает постоянным гноетечением из уха. Лечилась амбулаторно. Несколько дней тому назад перенесла ангину, во время которой оторея значительно усилилась, появились боли в ухе и в левой половине головы.
Больная пассивна, отмечает болезненность при перкуссии левой височной области, наблюдается амнестическая афазия, нерезко выраженная ригидность мышц затылка. Температура 37,2°. Пульс 68 ударов в минуту, ритмичный, удовлетворительного наполнения. Со стороны внутренних органов отклонений от нормы не выявлено. В левом наружном слуховом проходе гнойные выделения с неприятным запахом. Барабанная перепонка отсутствует, в барабанной полости грануляции. Ни шепотную, ни разговорную речь левым ухом не воспринимает. Сосцевидный отросток болезнен при надавливании на всем протяжении. Нос, горло и правое ухо в пределах нормы.
Анализ крови: л. 9800, п. 2%, с. 78%, лимф. 11%, э. 9%, РОЭ 42 мм/час. Анализ спинномозговой жидкости: цитоз 90, из них лимфоцитов 85%. Реакции Нонне-Апельта и Панди положительные.
На электроэнцефалограмме в левом височном отведении регистрируются медленные волны, продолжительностью 0,3—0,5 в секунду. В правом височном отведении видны единичные альфа-волны, амплитудой 30—50 мкв, продолжительностью 100— 125 мсек и бета-ритм, амплитудой 20—30 мкв, частотой 34—40 в секунду.
27/VIII под местной анестезией сделана типичная радикальная трепанация левого уха. В антруме обнаружены гной и холестеатома. Твердая мозговая оболочка средней черепной ямки уплотнена и выпячена. При пункции височной доли мозга обнаружен абсцесс, оказавшийся инкапсулированным. После вскрытия его выделилось около 40 мл гноя. В полость абсцесса введен мягкий, тонкий резиновый дренаж. На электроэнцефалограмме, записанной после опорожнения абсцесса, в левом височном отведении на всем протяжении кривой регистрируется альфа-ритм, нерегулярный как по амплитуде, так и по частоте (7—8 колебаний в секунду). Бета-ритм четко выражен. Амплитуда его 10—20 мкв, частота 24—26 в секунду. Наряду с этим видны нерегулярные медленные волны, амплитуда 40—60 мкв, продолжительность 0,2—0,5 в секунду.
Через 10 дней после операции выделение гноя из полости абсцесса прекратилось. Пенициллин отменен. Состояние больной вполне удовлетворительное. Жалоб нет. Температура 36,6°, пульс 70 ударов в минуту. Явления амнестической афазии исчезли.
В дальнейшем послеоперационное течение гладкое, больная выписана в хорошем состоянии с незначительным гнойным отделяемым из левого уха. На электроэнцефалограмме, записанной через 1,5 месяца после операции, в левом височном отведении отмечаются отдельные альфа-волны, амплитудой 30—50 мкв, продолжительностью 125—140 мсек. Наряду с этим, регистрируется бета-ритм частотой 20—24 в секунду, амплитудой 20—30 мкв. Медленные волны отсутствуют.
Появление медленных патологических волн при абсцессах мозга и гнойном воспалении мозговых оболочек свидетельствует о преобладании тормозного процесса в клетках коры, обусловленного повышением внутричерепного давления, а главное — влиянием патологического процесса на функцию мозга. Большинство авторов считает, что образование медленных волн вызвано снижением функциональной подвижности клеток коры вследствие ухудшения кровоснабжения мозга. Нарушение кровообращения сопровождается кислородным голоданием клеток мозгового вещества, что, в свою очередь, ведет к расстройству обменных процессов.
По мере улучшения состояния больных (снижение температуры, ослабление менингеальных и очаговых симптомов, снижение цитоза) на электроэнцефалограмме появляется альфа-ритм, а медленные волны имеют уже нерегулярный характер.
В периоде выздоровления наряду с исчезновением болезненных явлений и нормализацией спинномозговой жидкости электрическая активность мозга возвращается к норме, биопотенциалы постепенно приобретают регулярный ритм. Нормализация биотоков у больных менингитом наступает через различные промежутки времени (от нескольких дней до 2—3 недель) после клинического выздоровления. Восстановление биопотенциалов у больных с абсцессами мозга часто наступает еще медленнее, чем при менингите.
Электроэнцефалография должна широко применяться при внутричерепных осложнениях ушного происхождения в качестве вспомогательного диагностического метода и способа объективного изучения функционального состояния центральной нервной системы.
Электроэнцефалография может быть рекомендована в качестве одного из методов дифференциальной диагностики отогенных абсцессов мозга и менингита.