1. Положение исследуемого должно быть удобным с обязательным психоэмоциональным и мышечным расслаблением. Несоблюдение этого правила затрудняет пальпацию, а порой она становится невозможной.
2. Положение врача также должно быть удобным, не вызывать напряжения и утомления. Обычно врач находится справа от пациента.
3. Руки врача должны быть теплыми, сухими, ногти коротко остриженными, а пальпирующая рука в достаточной мере тренированной.
4. Пальпирующие движения должны быть легкими и мягкими как при поверхностной, так и при глубокой пальпации. Резкие движения руки, выраженная компрессия вызывают рефлекторное сокращение мышц пациента, затрудняющее исследование, а также появление боли даже у здорового человека.
5. Исследуемый объект подлежит (где это возможно) обследованию со всех сторон.
6. Мягкие, подвижные органы и образования при пальпации прижимаются к плотной поверхности, а если она отсутствует, то роль плотной поверхности выполняет вторая рука врача, уложенная на поверхность тела с противоположной стороны.
Перкуссия пациента
Перкуссия — выстукивание, простукивание. Метод основан на простукивании определенных участков тела, в результате чего возникают колебательные движения тканей и органов, которые передаются по воздуху и воспринимаются как звук. По характеру получаемого звука оценивается физическое состояние исследуемых тканей и органов — их плотность, воздушность, эластичность и объем.
Колебательное движение перкутируемых тканей характеризуется частотой, амплитудой и продолжительностью. Частота (число колебаний в секунду) определяет высоту звука: чем она больше — тем звук выше, чем меньше — звук ниже. Как крайние варианты определяются высокие и низкие перкуторные звуки.
Высота звука прямо пропорциональна плотности исследуемой ткани: плотные ткани дают высокие звуки, малоплотные воздушные ткани генерируют низкий звук. Человеческое ухо воспринимает колебания в виде звука в пределах от 16 до 20000 колебаний в секунду. При перкуссии тела чаще всего получаются звуки с частотой от 48 до 5000 колебаний в секунду.
Амплитуда колебаний перкутируемых тканей рождает такое качество звука, как громкость (сила) звука. Чем больше амплитуда — тем громче звук, чем меньше — тем звук тише. Амплитуда колебаний зависит от силы перкуторного удара, от плотности и массы перкутируемой ткани. Между силой удара и громкостью существует прямая зависимость: чем сильнее удар, тем громче звук.
Между плотностью ткани и громкостью звука имеется обратная зависимость: чем плотнее перкутируемая ткань, тем тише перкуторный звук, и наоборот.
Продолжительность перкуторного звука отражает время угасания возникших колебаний. Она имеет прямую зависимость от исходной амплитуды (силы удара), и обратную — от плотности колеблющихся тканей: чем сильнее удар и воздушнее ткань — тем продолжительнее будет звук, чем плотнее ткань и слабее удар — тем короче будет звук.
Вот почему при сопоставлении перкуторных звуков различных участков тела всегда надо использовать удары одинаковой силы.
С физической точки зрения, возникающие перкуторные звуки могут быть тонами и шумами, что зависит от однородности колеблющихся тканей. Перкуссия однородных тканей создает периодические колебания определенной частоты — возникает тон. Неоднородные ткани рождают колебания разной частоты, то есть шумы.