Ошибки и осложнения лечения травм голеностопного сустава. Повреждения мышц голени
При травмах и заболеваниях голено-стопного сустава у артистов балета травматологу-ортопеду необходимо знание таких анатомических структур, как связки наружной и внутренней поверхностей, знание расположения сухожилий и их влагалищ и вариантов развития костей. Повреждение связок, особенно наружной группы,— наиболее частая травма у артистов балета. Хирурги и некоторые травматологи-ортопеды считают это легкой травмой, ставят диагноз «растяжение связок», не соответствующий действительности, накладывают бинтовую повязку, в результате того в дальнейшем развивается неустойчивость в голено-стопном суставе и наблюдаются частые подворачивания.
При повреждении связок голено-стопного сустава прежде всего устанавливают степень повреждения и накладывают глухую гипсовую повязку типа «сапожок» на различные сроки в зависимости от степени повреждения. Иногда допускается другая тактическая ошибка — хирург настолько уверен в диагнозе, что не производит рентгенограммы. Часто повреждение связок сочетается с переломами костей стопы или отрывами костных фрагментов.
Отрыв заднего отростка таранной кости следует дифференцировать с треугольной костью, которая является вариантом нормы. Для этого тщательно изучают анамнез, объективные данные и характерный для перелома заднего отростка таранной кости механизм.
При остеохондропатии таранной кости часто ставят диагноз опухоли таранной кости. Следует помнить о том, что такая локализация опухоли встречается редко, в то время как остеохондропатия развивается у танцовщиков народного танца относительно часто. Клинически остеохондропатия проявляется только во время физических нагрузок, тогда как при опухоли боли и отечность сустава держатся независимо от нагрузок. Лечение остеохондропатии таранной кости консервативное.
Повреждения мышц голени
La Cava разделяет повреждения мышц на экзогенные и аутогенные. Аутогенные он разделяет на две категории: острые повреждения, или разрывы, вызванные однократным резким механическим действием, и хронические повреждения, или «миоэнтезиты», вызываемые многократным повторением механических движений, приводящих к кумулятивному эффекту.
Необходимо отметить, что клинические проявления в начале заболевания весьма скудны. После больших нагрузок у танцоров появляются боли в мышцах или в местах прикрепления их, которые быстро проходят после прекращения репетиций. Припухлости, как правило, отметить не удается. В более поздней стадии ЭТИ боли приобретают интенсивный характер, на рентгенограммах икроножных мышц можно отметить повышение их интенсивности или небольшие участки обызвествления.
Важное значение приобретает своевременная диагностика, лечение и профилактика. Боли, даже кратковременные и быстро проходящие, должны служить сигналом к прекращению репетиций. Необходимо предоставление полного покоя поврежденному органу и проведение физиотерапевтического лечения. Для снятия болей рекомендуется применение токов Бернара, УВЧ, коротковолновой диатермии. В комплексе лечения важное значение имеет нефорсированный отсасывающий массаж. Хорошее действие оказывают солевые и хвойные ванны.
Если артист балета продолжает занятия, то во время резкого движения (при прыжке) возникает острая боль в икроножной мышце, чувство удара твердым предметом и появляется хромота. При осмотре выявляется следующее: мышцы голени плотные, 'болезненные, а в месте надрыва волокон определяется тестоватость мышцы, тургор ее снижен, отмечается резкая локальная боль, иногда можно определить впадину в мышце — западения того или иного участка. Затем появляется гематома.
Лечение. Первая помощь при повреждении мышцы заключается в хлорэтиловом орошении, фиксации мягкой бинтовой повязкой голено-стонпого и коленного суставов с целью ограничить подвижность мышц голени. Больного следует госпитализировать в специализированное отделение спортивной и балетной травмы. После обследования накладывают гипсовую заднюю лонгету в положении подошвенного сгибания стопы на 3 нед.
После снятия лонгеты назначают теплые ванны, легкий массаж и гимнастику. Постепенно объем нагрузок увеличивается. Трудоспособность при частичном повреждении икроножных мышц нарушается на срок 2,5—3 мес. Восстановительное лечение включает раннее статическое напряжение мышц в повязке, движения «большой батман» лежа в постели. Через 4 нед после снятия повязки разрешается посещать класс и заниматься у станка без подъема на пальцы и полупальцы, через 7 нед можно делать маленькие прыжки (адажио) и через 9—12 нед — большие прыжки (аллегро) .