Профессиональная реабилитация — это полное восстановление стереотипа профессиональных движений и утраченных условно-рефлекторных связей. Она должна быть начата максимально рано. На 2—3-й день после снятия острых болевых ощущений уже назначаются некоторые профессиональные движения лежа в постели, в последующем — у кровати. Одним из эффективных движений для восстановления балетной формы у артистов балета является большой батмаи.
Такое движение увеличивает натяжение мышц бедра и голени, улучшает их сократительную способность, выносливость и силу. Хорошее сокращение мышечных волокон ведет к сокращению стенок сосудов, улучшению кровообращения в мышцах и всей конечности, улучшению питания тканей, усилению кровотока, а это, в свою очередь, уменьшает отечность тканей.
Сроки временной нетрудоспособности у артистов балета, перенесших травмы, как правило, несколько превышают таковые для прочих травматологических и ортопедических больных. У артистов балета сроки восстановления трудоспособности определяются временем, необходимым не только для анатомического восстановления тканей и органов, но и для восстановления их полноценной функции, причем функциональные требования для артистов балета значительно повышены.
Функциональное лечение артиста балета практически определяется уровнем его физического развития и характером полученной травмы или заболевания. Оно отличается сложностью лечебных упражнений, поскольку исходное физическое развитие артистов балета всегда выше, чем у других больных с теми же заболеваниями и повреждениями, т. е. включаемые упражнения должны быть адекватными силовым возможностям артистов. Курс лечения также должен быть более продолжительным.
Балетная форма — это комплекс анатомических и физиологических данных, с помощью которых артист балета каждодневно на высоком профессиональном уровне выполняет танцевальные движения. Это определение включает в себя показатель высокой профессиональной тренированности. Отсюда вытекает другое противоположное понятие — детренированность (растренированность).
Это нарушение анатомо-физиологических, анатомо-функциональных механизмов, необходимых артисту балета в его деятельности, т. е. нарушение профессионального стереотипа, когда становится невозможным исполнение танцевальных движений на высоком профессиональном уровне, а в ряде случаев возникает невозможность выполнения и обычных танцевальных движений.
Балетная форма, или тренированность артистов балета, складывается из состояния сердечно-сосудистой системы (показатель нормального артериального давления, частота пульса, полноценное напряжение стенок сосудов, нормальные показатели электрокардиограммы и адекватной реакции этих показателей на тест с повышенной нагрузкой); состояния опорно-двигательного аппарата (сила мышц, их тонус, выносливость при длительной нагрузке, отсутствие болевого синдрома в том или ином отделе опорно-двигательного аппарата); состояния органов дыхания (умение рационально, экономно использовать дыхание во время танца, отсутствие болезненных явлений в дыхательных путях, препятствующих нормальному дыханию во время танца); состояние генитальной системы у женщин (наличие месячных или беременности, когда нарушается гормональный фон, оказывающий большое влияние на организм и снижающий общую реактивность организма балерины).