Проблема охранных норм артистов балета. Взаимодействие врача танцоров и педагога по хореографии
Еще не во всех театрах страны введены охранные нормы труда, которые бы регламентировали рабочий день артиста балета. Несмотря на особенности хореографического искусства, необходим строгий режим труда артистов балета, чередующийся с отдыхом. В противном случае возникают перегрузки и перенапряжения ие только физические, но и психологические, требующие еще более длительного времени для полного восстановления психологического равновесия. В Большом театре РФ трудовой день артиста балета складывается из класса, репетиций и спектакля.
Класс продолжается с 10 до 11 ч (первая смена) и с 11 до 12 ч (вторая смена). Это профессиональный заряд на весь рабочий день. Затем до 15 ч идут репетиции, с 15 до 18 ч — перерыв на отдых. После этого часть артистов балета приходит на вечерний спектакль, другая часть — на вечерние репетиции. Заканчивается трудовой день в 22—23 ч. В общем это не лучший вариант регламентированного труда артистов балета.
Кроме основной работы артисты балета привлекаются к съемкам в фильмах, концертной деятельности. В течение театрального сезона часть балетной труппы выезжает на гастроли. Оставшаяся часть труппы обеспечивает спектакли в театре. Недопустимо, когда администрация некоторых театров организует гастроли в период отпуска артистов балета. Такая напряженная работа без летнего отдыха — благоприятная почва для травм, заболеваний и перегрузок.
Отсутствие врачебного осмотра танцевальной площадки перед спектаклем. Опыт работы в театре показывает, что данное мероприятие необходимо проводить врачу перед выступлением балетной труппы. Осмотр сценической площадки обычно проводит инженер по охране труда и техники безопасности, который обследует сцену с технической точки зрения ее оборудования. Врач же осматривает сцену с точки зрения гигиенических норм — наличие засоренности, зазубрин и неровностей, выступающих деталей планшета сцены, т. е. всего того, что может быть причиной травмы и неблагоприятного воздействия на организм артиста балета, например, сквозняки в зимнее время.
Отсутствие контакта врача с педагогом. Свою работу по предупреждению травм, перегрузок и заболеваний врач должен проводить в тесном контакте с педагогом, своевременно информировать его о состоянии здоровья артистов балета, находящихся на диспансерном учете, помогать советами по режиму нагрузок артисту балета, перенесшему травму или заболевание.
В заключение следует отметить несостоятельность выводов педагогов о том, что травматизм среди артистов балета неизбежен, что он является их спутником и с этим следует мириться. Большое число травм отмечается в том балетном коллективе, где борьбе с их причинами уделяется мало внимания руководством театра, педагогами, репетиторами и особенно врачом. Нельзя считать, что за здоровьем артистов балета должны следить только медицинские работники. Они без помощи администрации не могут влиять на ликвидацию травматизма и перегрузок в балетном коллективе.
С полученной травмой артист балета впервые обращается к врачу, который обязан первый выяснить причину травмы или перегрузки, нарушения в состоянии здоровья артиста, причину нарушения санитарно-гигиенического режима. Изучение причин травматизма и перегрузок показало, что часто эти состояния возникают в результате действия не одного, а ряда факторов. Но из этого ряда необходимо выделять основной, который и будет являться определяющим для принятия профилактических мероприятий.