Медико-санитарные причины травматизма танцоров. Медицинское обеспечение балета
Значительное участие в деле борьбы с травматизмом и перегрузками принимают здравпункты и медико-санитарные части промышленных предприятий. Большое участие в этой работе принимают хирурги и травматологи. Пропаганда безопасных методов труда должна стать основной тематикой саиитарно-просветительной работы. Следовательно, причиной некоторых травм и перегрузок является недостаточно добросовестное выполнение медицинскими работниками, в том числе и травматологами, мероприятии по предупреждению травм и заболеваний. По нашим данным, у артистов балета эти причины составляют 9,6%.
Отсутствие или недостаточность врачебного контроля. Для систематического наблюдения за артистами балета и осуществления совместного врачебно-педагогического контроля необходима организация в городах страны, где есть балетные и танцевальные коллективы, врачебно-балетных диспансеров, в штате которых должны быть терапевт, травматолог-ортопед, физиолог и диетолог. Такие медицинские учреждения должны осуществлять контроль за здоровьем артистов балета, выявлять признаки утомления и предпатологические состояния со стороны сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.
Преждсвременнный допуск к занятиям артистов балета после перерыва в работе по поводу заболевания, травмы или родов. Наши наблюдения показали, что уже через 2 нед после прекращения занятий у артистов балета наступают явления детренированности (растрепировка): атрофия мышц, снижение силы и выносливости их, нарушение динамического стереотипа, теряется быстрота, ловкость, легкость исполнения движений. Неоднократно причиной травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата было раннее (без тщательной подготовки и разрешения врача) включение артиста балета в работу с полной нагрузкой.
Это приводило к повторному повреждению в связи с тем, что обычная нагрузка оказалась чрезмерной для ослабленного связочно-мышечного аппарата. Врачам и педагогам следует знать правила ввода артиста балета в полную нагрузку с учетом ее постепенности по мере восстановления мышц и связок.
Необеспечение мест выступлений медицинским персоналом. Опыт врачебно-балетного диспансерного отделения поликлиники Большого театра РФ показал, что присутствие травматолога и массажиста на балетных спектаклях необходимо для наблюдения за артистами балета и оказания им как консультативной, так и первой помощи при возникших болевых ощущениях в том или ином отделе опорно-двигательного аппарата. Балетные труппы Советского Союза часто выезжают на гастроли в зарубежные страны. Эти гастроли очень напряженные, так как осуществляются небольшим количеством участников, связаны с ежедневными выступлениями, географическими особенностями страны, отсутствием времени для акклиматизации и адаптации, особенностями танцевальной площадки и отсутствием медицинской помощи.
В эти поездки необходимо брать врача, который хорошо знает танцевальный коллектив и при необходимости своевременно окажет квалифицированную помощь, а также массажиста для оказания помощи при усталости и перегрузках.
Отсутствие или недостаточная санитарно-просветительная работа как среди педагогов, так и среди артистов балета. Отсутствие пропаганды медицинских знаний является причиной травм и заболеваний и осложнений после мелких травм. Не последняя роль принадлежит хирургам и травматологам в пропаганде безопасных методов труда и вопросов оздоровления труда и быта советских людей, повышения травматологической грамотности широких слоев населения.
Санитарное просвещение составляет обязательную часть работы врачей и фельдшеров на предприятиях и оно должно проводиться планомерно.
В хореографических училищах еще недостаточно хорошо поставлено изучение анатомических сведений применительно к хореографии; недостаточные сведения получают и учащиеся хореографических училищ и студенты институтов культуры и театрального искусства — будущие педагоги и хореографы — по режиму дня, правильному чередованию труда и отдыха, режиму питания, гигиене стопы, основам восстановительного периода после перерыва в работе. Эти вопросы являются узловыми в деле профилактики профессиональных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. С этой целью и введен предмет по «Охране труда и здоровья артистов балета».
В Московском хореографическом училище этот предмет уже преподается педагогам-стажерам на первом году обучения.