Перелом дуги позвонка. Миоэнтезит и врожденные аномалии позвоночника
Перелом дуги позвонка возникает при резком переразгибании позвоночного столба. Могут быть переломы без смещения и со смещением позвонка или костных фрагментов. Последние наиболее опасны тем, что могут вызвать повреждение нервных корешков и спинного мозга с вытекающими отсюда неврологическими нарушениями. При переломе без смещения накладывается гипсовый корсет на 3—4 мес. При переломах со смещением дуги, особенно с неврологической симптоматикой, возникает необходимость оперативного вмешательства с целью создания стабильности позвоночного столба. Трудоспособность нарушается на различные сроки (до 1 года и более) в зависимости от характера, тяжести повреждения, наличия осложнений и вида исполняемого танца.
Рентгенологически в костной основе позвоночного столба патологических изменений не обнаруживается. Данное заболевание следует трактовать как миоэнтезит, в которое вовлекаются мягкотканные образования мышц и сухожилий (перимизий, мышечные волокна в месте их перехода в сухожилия и апоневроз, места прикрепления сухожилий мышц к кости).
Причиной миоэнтезитов являются острые и хронические перегрузки и перенапряжения структур позвоночного столба.
Жалобы при миоэнтезитах позвоночного столба сводятся к появлению болей в мышцах спины, скованности движений, особенно при выполнении поддержки партнерши.
При осмотре и пальпации можно определить напряжение отдельных групп мышц спины, болезненность их, чаще боли возникают в месте перехода мышечных волокон в сухожильные или в месте прикрепления сухожильных волокон к кости. Мышцы плотные при пальпации. Миоэнтезиты чаще наблюдаются у мужчин и локализуются в поясничном, реже в грудном отделе позвоночного столба.
Лечение миоэнтезитов заключается в освобождении артиста балета от работы на срок до 2 нед, назначении теплых ванн, массажа с легким растиранием и разминанием мышц, лечебной гимнастики с разгрузкой мышц, парафино-озокеритовых аппликаций. В последующем для профилактики рецидива или перехода в хроническую форму артисту балета даются рекомендации постепенного включения в сценическую деятельность, постепенной подготовки опорно-двигательного аппарата к полной нагрузке. Большое значение имеет регулярность профессиональной нагрузки, систематичность посещения класса и утренняя гигиеническая гимнастика для подготовки мышц и связок к профессиональной нагрузке. Артисты балета с миоэитезитами находятся на диспансерном наблюдении.
Врожденные аномалии развития позвоночного столба
Среди врожденных аномалий развития позвоночного столба наиболее часто встречаются люмбализация I крестцового позвонка, сакрализация V поясничного позвонка, спондилолиз, незаращение дужек позвонков, т. е. проявления диспластического синдрома развития. Эти изменения у лиц, не связанных с физическим трудом, не вызывают патологических проявлений и обнаруживаются случайно при рентгенологическом обследовании.
Сакрализация V поясничного позвонка заключается в сращении V поясничного позвонка с I крестцовым. Ограничения подвижности в позвоночном столбе сакрализация не дает. Это связано с высокой степенью тренированности с ранних лет и высокой компенсаторной приспособляемостью опорно-двигательного аппарата в процессе трудовой деятельности артиста балета.
Иногда при сакрализации отмечается увеличенный поперечный отросток, который образует сочленение с крестцом. В первое десятилетие работы в театре эта аномалия ничем себя не проявляет. Во второе десятилетие (обычно в возрасте старше 30 лет) появляются боли в нижнепоясничпом отделе позвоночного столба в межпозвоночном диске аномального позвонка, а также боли в области увеличенного поперечного отростка этого позвонка.
Для выявления костных патологических изменений делается рентгенограмма, на которой обнаруживается вышеуказанная аномалия развития, часто уже с такими последствиями как остеохондроз или деформирующий спондилез, деформирующий артроз между увеличенным поперечным отростком и боковой массой крестца. Эти изменения являются следствием хронической перегрузки слабых отделов позвоночного столба и их микротравматизации.
Люмбализация — это когда первый крестцовый опзвонок является шестым поясничным позвонком. Эта аномалия является проявлением диспластического синдрома.
Люмбализация является более тяжелой аномалией для артистов балета и рано начинает проявляться болевыми ощущениями при физической нагрузке. Чаще эта аномалия наблюдается у мужчин. Во время поддержек постепенно развиваются дегенеративные изменения в межпозвоночном диспластичном диске, что ведет к образованию раннего остеохондроза с неврологической симптоматикой.
Спондилолиз — это нарушение процесса слияния ядер окостенения, которое заключается в разъединении межсуставного отдела дуги позвонка. В этой части образуется фиброзная ткань. Эта аномалия также является показателем диспластического развития позвоночного столба. Но спондилолиз может быть и приобретенным на почве хронического перенапряжения этих структур позвоночного столба, приводящего к перестройке костной ткани. Спондилолиз одинаково часто встречается как у танцовщиков, так и у балерин.
Клинически спондилолиз, как проявление диспластического развития позвоночного столба, проявляется в более раннем возрасте, в хореографическом училище на последних годах обучения, или при приходе артистов балета в театр, где нагрузка значительно возрастает. Появляются боли в поясничном отделе позвоночного столба при определенных позах и движениях (арабеск, большой батман назад и прогибания кзади). При осмотре можно отметить напряжение мышц на одной стороне спины, вторичный (функциональный) сколиоз поясничного отдела, локальную боль.
При рентгенологическом обследовании в обычных проекциях эта патология не всегда может быть определена, поэтому производятся рентгенограммы с поворотом в 3/4, когда выводится дуга позвонка и определяется ее не-заращение.