Заболевания бедра у танцоров. Миозиты и миоэнтезиты бедра у артистов балета
Заболевания бедра у артистов балета встречаются значительно чаще, чем травма. Это обусловлено тем, что бедро принимает активное участие во время танцев и содержит большое количество таких мягкотканных структур, как мышцы, фасциальные влагалища, сухожилия и мощные сосудисто-нервные стволы.
Перенапряжение, перегрузка, хроническая микротравматизация того или иного отдела бедра ведут к развитию заболевания.
Миозит у артистов балета развивается на фоне инфекционного процесса (ангина, тонзиллит, фурункулез и др.) при наличии в этот период мышечных нагрузок. Возникают боли в мышцах, появляются болезненные уплотнения. Профилактика миозитов у артистов балета является одной из важнейших задач балетного врача. Наличие инфекционного очага у артистов балета служит абсолютным показанием к освобождению его от физической нагрузки до полной ликвидации процесса и нормализации показателей анализа крови.
Лечение миозита начинается, с санации очага инфекции в миндалинах, полости рта, гениталиях и др. После ликвидации острого воспалительного процесса местно назначаются тепловые процедуры (теплые ванны, согревающие компрессы), массаж мышц бедра, электрофорез с йодидом калия, гумнзолем или пелоидипом для рассасывания уплотнений в мышцах, ликвидации воспалительного процесса, уменьшения болевого синдрома. Одновременно с проводимым лечением можно назначить выполнение несложных профессиональных движений.
Миоэнтезит. Заболевания миоэнтезического аппарата являются характерными для лиц, труд которых связан с перегрузкой опорно-двигательного аппарата (артисты балета, цирка, спортсмены). Миоэптсзический аппарат включает в себя сухожилия, места их прикрепления и переход мышечных волокон в сухожильные.
Продолжающиеся перегрузки и хроническая микротравматизация мест перехода мышечных волокон в сухожильные ведут к углублению морфологических и функциональных нарушений, увеличивается количество мышечных волокон с дегенеративными изменениями, миоэптсзический аппарат теряет эластические свойства, нарушается его питание.
Клинически миоэнтезит у артистов балета проявляется болью в месте перехода мышцы в сухожилие или месте прикрепления к кости. Миоэнтезит может протекать остро и хронически.
Локализация миоэнтезитов у артистов балета связана с видом исполняемого танца.
У танцовщиц классического танца характерна локализация заболевания по внутренней поверхности верхней трети бедра, у гребня подвздошной кости, в поясничном отделе, лобковой и седалищной костях; у танцовщиков классического и народного танца — по задне-внутренней поверхности дистального отдела бедра, в надколеннике, паховой и поясничной областях.
Профилактикой миоэнтезитов являются рациональное проведение репетиций, равномерное распределение спектаклей в течение месяца (исключение перегрузки), а также систематический врачебный контроль. При появлении первых даже незначительных болей необходимо освободить артиста балета от дальнейшей работы и назначить лечение.
Лечение миоэнтезитов представляет большие трудности. Прежде всего сразу же назначают наиболее эффективные физиотерапевтические процедуры (диадинамические токи и фонофорез кортикостероидными препаратами). Но иногда и эти мероприятии не помогают. Лучший и быстрый терапевтический эффект дают блокады 1% раствором новокаина с гидрокортизоном.