Перелом заднего отростка таранной кости. Миопатозы голени у танцоров
Перелом заднего отростка таранной кости чаще происходит у спортсменов и артистов балета при выполнении разнообразных движений при нефизиологическом положении стопы и большой физической нагрузке, когда задний отросток таранной кости касается заднего края большеберцовой кости. Происходит постоянная травматизация этого отростка, перестройка его, что иногда приводит к его отрыву. Возникает боль при положении стопы на пуантах, чувство заклинивания в голеностопном суставе, при пальпации боль отмечается по задней поверхности голеностопного сустава впереди пяточного сухожилия.
При дальнейшем наблюдении за артистами балета выявляются блокады голеностопного сустава, возникновение периодических болей, которые снижают трудоспособность и возможность повышать свое исполнительское мастерство. При рентгенологическом исследовании обнаруживается, что задний отросток находится отдельно от таранной кости. Следует сделать рентгенограмму и здоровой ноги для дифференцирования отрыва с добавочной треугольной костью, которая обычно располагается симметрично как на больной, так и на здоровой ноге.
Лечение отрыва заднего отростка таранной кости у артистов балета только оперативное — удаление оторванного фрагмента. Это предупреждает развитие деформирующего артроза голеностопного сустава и дает возможность быстро возвратить артиста балета к сценической деятельности без снижения профессионального мастерства.
Вследствие большой и нерациональной нагрузки, предъявляемой к мышцам голени во время танцев, у артистов балета часто возникают болезненные состояния мышц. Все эти изменения и заболевания мышц описаны как миопатозы.
Следует различать простой координаторный миопатоз, фасцикулярный координаторный миопатоз и инфекционный миопатоз.
Простой координаторный миопатоз заключается в нарушении координации в целом между мышцами-антагонистами и синергистами. Проявляется как временный, скоро проходящий мышечный спазм под влиянием перегрузок, отрицательных эмоций, плохой организации трудовых процессов, при отсутствии разминок перед выступлением, охлаждении. Особенно часто миопатоз возникает при первом выступлении в результате волнения за исход исполнения новой партии. Это ведет к некоторой суетливости, движения выполняются еще неуверенно из-за невыработанного устойчивого стереотипа.
Клинически простой миопатоз проявляется чувством спазма мышц, слабостью конечностей, онемением стоп. При обследовании мышцы на ощупь плотны, напряжены, реже определяется адинамия и дряблость мышц.
Лечение простого миопатоза заключается в предоставлении отдыха от профессиональных движений на 1—2 дня, назначении теплых ванн, легкой гимнастики лежа для расслабления напряженных мышц. В этих случаях артистам балета рекомендуется посещать суховоздушную финскую баню сауна 1 раз в 5 дней, легкий массаж мышц голени.
При продолжении занятий, несмотря па боли в мышцах, происходит их перегрузка, возникает нарушение правильной координации движений, развивается фасцикулярный координаторный миопатоз. Основная причина развития этого миопатоза заключается в качестве исполнения профессиональных движений. Усиленная работа на фойе утомленных мышц служит толчком к нарушению координации движений. Общая аритмия (дезорганизация движений) ведет в конечном итоге к местной дискоординации, аритмии сокращения мышечных пучков, т. е. развитию фасцикулярного миопатоза.
Координация мышечных сокращений находится под контролем нервной системы, поэтому нервные переживания, отрицательные эмоции нарушают координацию и ослабляют мышечную деятельность. Вот почему иногда при отсутствии объективных изменений необходимо освободить артиста балета от репетиции или спектакля на 1—2 дня, если он пришел к врачу с пониженным настроением и с жалобами на боли в том или ином отделе опорно-двигательного аппарата, хотя видимой патологии нет.
От правильного распределения, своевременного перемещения и дозирования напряжений мышц зависит общая организация движений, успешная и неутомимая работа. В. Леви писал, что «тонус — есть эластическое состояние напряженных мышц, нуждающееся для своего возникновения и изменения в рефлекторном раздражении».
Степень эластичности зависит от физико-химического состояния мышцы, состояния мышечных коллоидов, рационального питания. Это зависит от регуляции водного, углеводного и энергетического обмена в вегетативных ядрах гипоталамуса.
Клинически фасцикуляриый координаторный миопатоз проявляется слабостью, усталостью и болью в мышцах. При осмотре икроножные мышцы плотные, причем плотность их неравномерная. Тонус мышц чаще повышен, реже бывает понижен, резко снижена эластичность. Чаще такое состояние мышц возникает у артистов балета в возрасте старше 28 лет и при большой сценической нагрузке.
Лечение миопатоза заключается в освобождении от профессиональных нагрузок на 7 дней, назначении тепловых процедур, легкой гимнастики и массажа. Назначается комплекс витаминов группы В. Хороший эффект дает финская баня сауна.