Физическая культура танцоров. Повреждения стопы у артистов балета
В оздоровительных целях физические упражнения применялись в глубокой древности. Они применялись для укрепления здоровья мужчин, создания красивых пропорций тела.
Кроме того, у лиц физического труда, особенно с однообразными производственными процессами, гимнастика способствует отвлечению организма от однообразных движений, которые вызывают утомление организма.
Гигиеническая гимнастика проводится утром после сна. Основное назначение гимнастики тонизирующее: улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и повышения обмена веществ и подготовка к последующим физическим нагрузкам. Длительность ее составляет 20 мин, лучше если она проводится с музыкальным сопровождением.
Для артистов балета в процессе их профессиональной деятельности, особенно при исполнении дуэтного танца, современного танца, важное значение имеет сила и выносливость мышц спины и живота.
Выносливость мышц живота определяется по секундомеру в положении лежа на спине и поднятии одновременно обеих ног под углом 30°. Время, в течение которого учащийся или артист балета удерживает ноги в этом положении, определяет выносливость мышц живота. В среднем это время у хорошо тренированных лиц равно 3 мин и более. Исследования показали, что у учащихся хореографических училищ выносливость мышц живота снижена и равна 15—45 с, а у артистов балета— 1 мин. Это явно недостаточно.
Повреждения стопы у артистов балета
Артисты балета должны знать основные повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата, которые могут встретиться в их повседневной деятельности, а также знать тактику поведения при возникновении заболевания или травмы, при оказании первой доврачебной помощи. Большие осложнения могут возникнуть, когда артист балета занимается самолечением или своевременно не обращается к врачу при возникновении болезненности в том или другом отделе опорно-двигательного аппарата. Даже мелкие травмы и перегрузки, накапливаясь, могут вызвать патологические изменения тканей, которые в дальнейшем являются препятствием для полного излечения.
Разрывы и ущемления капсульно-связочного аппарата межфаланговых и плюснефаланговых суставов стопы являются специфической травмой, обусловленной особенностями их трудовой деятельности. Наибольшее количество этих травм наблюдается у мужчин-танцовщиков в связи с наличием у них мягкой обуви и значительных силовых приемов во время танцев.
Механизм этих травм — подворачивание пальца в подошвенную сторону при неудачном приземлении после прыжка, приземление на концевую фалангу пальца, а не на головки плюсневых костей, резкое тыльное переразгибание пальца во время приземления на колено, удар пальцем стопы о рейку сцены, декорации или партнера. Причинами травмы следует считать усталость, грубое приземление, несогласованность действий партнеров и неудовлетворительное состояние планшета сцены.
Диагностика этих повреждений не представляет трудности. Во время травмы возникает резкая боль, нарушение функции пальца, рефлекторная контрактура, появляется отек и часто гемартроз сустава. Гемартроз определяется в виде тестоватой припухлости на тыльной поверхности плюснефалангового сустава, так как на этом месте капсула сустава тонкая и не укреплена связками, а также на тыльной поверхности межфалаигового сустава и с подошвенной стороны. Осевая нагрузка на палец безболезненная в отличие от перелома фаланг или плюсневой кости, когда осевая нагрузка вызывает резкую боль. На рентгенограмме костной патологии не обнаруживается.
Первую помощь оказывают на месте путем орошения хлорэтилом или новокаиновой блокады для снятия болей. После этого сустав пальца фиксируют лейкопластырной лентой продольно с укреплением ее круговыми полосками. В первые сутки рекомендуется холод в виде пузыря со льдом. Со 2—3-го дня можно применять теплые ванны (температура 35°С), полуспиртовые компрессы. Затем применяются физиотерапевтические процедуры— УВЧ, парафино-озокеритовые аппликации, легкая лечебная гимнастика. Среднее пребывание на больничном листе у танцовщиков 8—10, у балерин—11—14 дней.