Отбор детей в хореографическое училище по стопе. Питание детей обучающихся танцу
Прежде всего следует уделять большое внимание форме стопы при отборе детей в хореографические училища. Идеальной формулой пальцев для обучения хореографии является одинаковая длина I, II и III пальцев—I = II = = III>IV>V. Чаще встречаются дети, у которых I и II пальцы равны и больше остальных — 1 = II>III>IV>V; с такой формулой тоже можно принимать детей в училище. Это необходимо помнить, так как основная нагрузка приходится на эти пальцы во время исполнения танцев на пуантах.
Во время обучения в училище следует уделять большое внимание правильной постановке ног во всех позициях, особенно не допускать навала на большой палец при опускании и поднимании с плие по 1, 3 и 5 позициям, добипаться полной выворотности ног. Все это относится к профилактическим мероприятиям по предупреждению развития явлений преждевременного старения опорно-двигательного аппарата.
Необходимо обращать внимание на балетные туфли. Они должны быть сшиты по индивидуальным колодкам, с учетом особенностей сводов стоп, особенно переднего отдела, длины пальцев.
Для предупреждения поперечного плоскостопия и дальнейшего отклонения большого пальца необходимо каждодневно носить прокладку из поролона в первом межпальцевом промежутке (между I и II пальцами стопы), после чего одевать стяжку-манжетку. Эта манжетка изготавливается из корсетной резины шириной 8 см, на подошвенной поверхности которой вшит кожаный выступ для поднятия переднего отдела стопы. Продаются эти манжетки на протезных предприятиях по размерам, соответствующим окружности стопы в сантиметрах на уровне головок I и V плюсневых костей плотно стянутых. Обычные размеры для артистов балета находятся в пределах от 19 до 23 см. Стяжки надеваются для постоянной носки в обычную обувь, а на ночь и во время танцев снимаются.
Поролоновые прокладки в первый межпальцевой промежуток приготовить может каждый. Для этого вырезают прямоугольный кусок поролона высотой 3 см, длиной соответственно длине I пальца. Ширина прямоугольника должна соответствовать ширине максимально разведенных I и II пальцев. Поролоновый прямоугольник вкладывается в межпальцевой промежуток, после чего одевается носок. Этот вкладыш носится в обычной обуви постоянно, во время танцев его можно не одевать, так как он может вызвать неудобства.
Питание является одним из важных факторов, обеспечивающих правильное физическое и умственное развитие, работоспособность и сопротивляемость организма человека к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Важную роль питание играет при формировании растущего организма. В этот период даже малейшее отклонение в рационе питания от гигиенических норм может привести к тяжелым последствиям.
При организации питания следует учитывать целый ряд факторов, в том числе возраст, условия труда и др. Труд учащихся хореографических училищ имеет ряд особенностей. Сюда можно отнести большие физические нагрузки и сильное эмоционально нервное напряжение в раннем возрасте. Во время уроков по специальности учащиеся расходуют до 329 ккал/ч (1377,2 кДж), а общие энергозатраты достигают 3700 ккал/сут и приравниваются к энергозатратам металлургов, лесорубов и шахтеров. Кроме значительных энергозатрат, сильного эмоционального напряжения, есть и третья особенность труда учащихся хореографического училища и артистов балета, которая состоит в том, что значительные физические нагрузки распределяются неравномерно по дням недели и даже в течение одного дня. Это, естественно, отражается на ходе обменных процессов, а также на выборе пищевых продуктов, которые необходимы для обеспечения нормального обмена веществ в условиях выполнения большой нагрузки.
Время обучения в училище на протяжении 8 лет совпадает с основными периодами роста, формирования и полового созревания детей и подростков. Фактор питания выполняет в связи с этим задачу обеспечения организма необходимым количеством энергии, пищевыми и биологически активными веществами, необходимыми для роста и развития детей и подростков. При этом избыточное поступление пищевых веществ и энергии недопустимо, так как профессия артиста балета предъявляет особые требования к фигуре, осанке, от которых во многом зависит исполнительское мастерство.
Большую работу в области уточнения нормативов пищевых продуктов для артистов балета и учащихся хореографических училищ проводит кафедра гигиены питания Пермского медицинского института во главе с профессором А. К. Кащеевым и особо тщательно и долго этим вопросом занимается кандидат медицинских наук Б. П. Зайцева.