Отоларингология
  Домой Медицинский фото атлас Психология отношений Медицинские видео ролики Медицинская библиотека Консультация врача  
Отоларингология:
Отоларингология
Анатомия уха, горла, носа
Аудиометрия. Исследование слуха
Отомикоз. Грибок ушей
Нарушение голоса
Нарушение слуха
Нарушение речи
Органы чувств:
Оценка органов чувств
Болезни органов чувств
Травмы органов чувств
Рекомендуем:
Остальные разделы:
Абдоминальная хирургия
Анатомия человека
Акушерство
Биология
Генетика
Гепатология
Гигиена труда
Гинекология
Гистология
Дерматология
Оз и Оз
Кардиология
Лучевая медицина
Микробиология
Неврология
Неотложная хирургия
Отоларингология
Офтальмология
Профилактика заболеваний
Психология
Пульмонология
Физиология человека
Скорая помощь
Стоматология
Топографическая анатомия
Травматология
Фармакология
Необходимое:
Книги по медицине
Видео по медицине
Фотографии по медицине
Консультации врачей
Форум
 

Моноральная система обучения чтению с губ. Киношрифт И. Л. Васильева

С целью облегчить зрительное восприятие невидимых фонем при естественной артикуляции датским сурдопедагогом Форхгаммером (Forchhammer) была разработана маноральная система, сущность которой сводится к следующему. Положение кисти правой руки означает какое-либо невидимое артикуляционное движение, определяющее характер произносимой фонемы.

Например, при произнесении всех гласных, звонких и сонорных согласных (кроме Н и М) кисть с полусогнутыми пальцами лежит на груди. Опускание кисти условно показывает опущенное мягкое нёбо при произнесении носовых сонорных согласных М и Н. При всех глухих согласных отсутствие голоса символизируется движением отвода кисти от груди. Положение пальцев условно показывает место и способ образования согласных фонем, артикулируемых языком.

Однако при произнесении гласных и хорошо видимых согласных пальцы остаются в естественном полусогнутом состоянии. Движения руки всецело зависят от того, что произносится. Это существенно дополняет информацию видимой артикуляции и способствует более полному восприятию речи. По мере овладения учащимися речью использование ма-норальной системы становится ненужным. В русском языке для смягчения согласных было введено дополнительное движение — пронация кисти — поворот ладонной поверхности книзу (Ф. A. Pay).

обучение чтению с губ

С целью повышения эффективности обучения глухих людей чтению с губ И. Л. Васильев разработал киношрифт. Он полагал, что артикуляция каждого речевого звука имеет в определенный момент максимум видимой информации, которая всегда постоянна, и связывал ее с центральной частью артикуляции фонем без начальной и конечной переходной стадии движения. Сущность киношрифта заключалась в том, что из киноленты, отражающей артикуляцию определенных слов, вырезались кадры, показывающие артикуляционные позиции, наиболее характерные при произнесении отдельных согласных и гласных.

Из таких фотографий, статически отражающих только отдельные центральные моменты артикуляционных движений, их автор составлял слова, фразы и небольшие рассказы. Мнение автора о том, что эти центральные моменты артикуляции всегда одинаковы, было ошибочным, так как хорошо известно, что артикуляция одного и того же звука меняется в зависимости от того, какая фонема предшествует данному звуку или следует после него. Например, артикуляция звука С в словах СУША и САША не будет совпадать полностью даже у одного и того же диктора. Естественно, это затрудняет зрительное распознавание речи по видимым проявлениям артикуляции.
Подробный критический анализ этого метода дан в работах Ф. Ф. Pay и В. И. Бельтюкова. Киношрифт не получил распространения и поэтому мы не будем останавливаться на нем более подробно.

Нечто подобное применялось во французских школах для глухих детей. Был изготовлен комплект печатей — клише, отражающих положение губ, языка и зубов при произнесении различных фонем — так называемая лабиальпая (губная) азбука, и любое слово могло быть набрано последовательным рядом таких губных рисунков. Методика обучения чтению слов но наборам этих рисунков такова: показывается изображение какого-либо предмета, под которым имеется обычная буквенная подпись, а под ней — набор соответствующих губных рисунков (Drout, Savic).
Существенным недостатком этого метода является статическое изображение положения губ, тогда как в жизни слабослышащий или глухой должен воспринимать речь по движениям губ.

- Читать далее "Развитие артикуляции по тренировке. Примеры упражнений для обечения к чтению с губ"


Оглавление темы "Обучение чтению речи с губ":
  1. Методы Ничи, Брукмана, Гёпферта по обучению к чтению с губ
  2. История отечественной сурдопедагогики. Метод усиленной артикуляции
  3. Моноральная система обучения чтению с губ. Киношрифт И. Л. Васильева
  4. Развитие артикуляции по тренировке. Примеры упражнений для обучения к чтению с губ
  5. Показ незнакомых дикторов для обучения к чтению с губ
  6. Особенности обучения к чтению с губ нормальнослышащими людьми
  7. Эффективность тренировок к зрительному восприятию фраз и слов нормальнослышащих людей
  8. Эффективность повторов немого фильма нормальнослышащим для тренировки чтения с губ
  9. Зрительное восприятие нормальных слов нормальнослашащими. Обучение к чтению с губ новых слов
  10. Оценка эффективности тренировок чтению с губ. Необходимый объем знания слов для зрительного восприятия речи
Загрузка...

   
MedUniver.com
ICQ:493-344-927
E-mail: reklama@meduniver.com
   

Пользователи интересуются:

Будем рады вашим вопросам и отзывам:

Полная версия сайта