По данным литературы, полный стиль устной речи характеризуется несколько замедленным темпом и более отчетливым произнесением как ударных, так и безударных слогов и имеет место при чтении лекций, докладов для большой аудитории, в также в речи дикторов радио при передаче важных сообщений. Для разговорного стиля характерно некоторое ускорение темпа, сопровождающееся качественной и количественной редукцией безударных слогов (Щерба, Матусевич). Разговорный стиль свойствен спокойной беседе, имеет много вариантов и поэтому является понятием условным.
В работе Стетсона и др. (Stetson et al.) разговорный стиль речи по сравнению с полным стилем также характеризуется большими скоростями артикуляционных движений.
Четкое произиесепие слогов и слов сопровождается, как правило, большой динамикой движения губ, что в свою очередь повышает информативность видимой артикуляции и облегчает процесс зрительного восприятия речи. Однако в чем конкретно заключаются отличия движений губ при полном и разговорном стиле произнесения, неизвестно.
Для решения данного вопроса можно было бы использовать киносъемку дикторов с последующими покадровыми измерениями видимой артикуляции. Однако отот метод имеет ряд недостатков. Наиболее существенный недостаток состоит в том, что регистрация артикуляционных движений осуществляется не непрерывно, а с паузами между кадрами. Так, например, кинокамера КСР-1 при съемке со скоростью 24 кадра/с фиксирует за период в 41.0 мс только одно изобразкение. При этом экспозиция длится 20.8 мс, а 20.2 мс составляют паузу между кадрами. Между тем, по данпым Фуджимура (Fujimura), применившего специальную технику освещения и снимавшего движения губ со скоростью 240 кадров/с, изменения в положении губ могут произойти за весьма короткий промежуток времени (4—5 мс). Вторым недостатком киносъемки, даже ускоренной, является необходимость покадрового измерения положения губ, что весьма трудоемко, затрудняет получение статистического материала и может сопровождаться ошибками.
Весьма целесообразным при изучении динамики движений губ является применение такой методики, которая позволила бы регистрировать движения непрерывно и сразу получать графическое изображепие этих движений. С этой целью нами совместно с М. М. Левашовым (Алякринский, Левашов) была разработана методика прямого и непрерывного фотографирования движений губ через узкую щель па фотопленку, перемещающуюся с постоянной скоростью. Подобная методика применялась ранее для регистрации ширины зрачка, а также нистагма (Bellarminoff, Глезер, Левашов, Цукерман).
Для регистрации движений губ в какой-либо плоскости может быть использован любой фоторегистрирующий прибор с непрерывным движением пленки. В приборе для регистрации осциллограмм с экрана электронного осциллоскопа, выпускаемом венгерской фирмой «Орион», непосредственно пород пленкой был установлен непрозрачный экран с узкой (0.1 мм) щелью, расположенной перпендикулярно направлению движения пленки. Съемка производилась при постоянной скорости Движения фотопленки 30 мм/с. Учитывая ширипу щели (0.1 мм) и время экспозиции (1/300 с) при данной скорости движения пленки, можно считать, что условия съемки были эквивалентны съемке с частотой 300 кадров/с.
Отметка времени в виде тонких полос, пересекающих фотопленку в поперечном направлении, производилась через каждые 20 мс отметчиком времени данного прибора. Каждая пятая полоска была утолщена и, таким образом, выделяла отрезки времени по 100 мс. Для регистрации движения губ в вертикальном направлении на губы диктора наклеивались две белые полоски липкого пластыря шириной 1 мм. Фоторегистрирующий аппарат устанавливался на таком расстоянии от лица диктора (23 см), чтобы получалось наиболее резкое изображение на его контрольном матовом стекле. Через узкую щель па кинопленку проецировались перемещения двух точек, находящихся посредине верхней и нижней губы и отражающих их движении. Съемка производилась на кинопленку типа А-2.
Механограммы движений губ отпечатывались в увеличенном виде или копировались па прозрачную миллиметровую бумагу с помощью диаскопа и затем промерялись. Наиболее информативными были движения губ в вертикальном направлении. Как видно на рис. 12, главная информация о движении содержалась в механограмме, отражающей движение нижней губы. Поэтому далее будут приведены данные, характеризующие движения нижней губы по вертикали: величин смещения, длительность фазы раскрытия, а также скорость опускания и поднимания при полном и разговорном стиле произнесения.
В эксперименте участвовало четыре диктора. Исследовались губные согласные П, Б, М в сочетании с гласным звуком А в словах ПАПА, БАБА, МАМА. Слова произносились 4—8 раз полным и разговорным стилем речи. Результаты измерений статистически обработаны.