Помимо исследования слуха речью, уже па раннем этапе развития отиатрии стали применять и другие способы — исследование часами, органными трубками, свистками и т. д. В дальнейшем эти методы постепенно вытеснялись камертонами, представляющими собой источник сравнительно чистых тонов.
В стремлении унифицировать методику исследования и ограничить ее особенно важными и нужными для практики тестами в течение ряда лет на отологических съездах и конференциях обсуждалась так называемая слуховая формула.
На VIII Международном съезде отологов в Будапеште была утверждена следующая единая слуховая формула для изображения результатов исследования:
В заполненном виде эта формула, например, выглядит следующим образом:
Принятые в этой формуле обозначения сложны и требуют разъяснения.
W — опыт Вебера. В данном примере он латерализован вправо: если звук с темени не слышен, пишут W — 0, если нет латерализации, обозначают =; опыт производится камертоном a1 (435 гц);
S — опыт Швабаха; камертон ставится на темя, воспринимается в норме 15 секунд, что и пишется в скобках. Укорочение костной проводимости отмечается минусом, удлинение - плюсом, с указанием количества секунд; при нормальном слухе ставится знак равенства (—);
atM — восприятие камертона с сосцевидного отростка;
а1А — восприятие через воздух;
с4 — восприятие камертона С2048 через воздух;
R — опыт Ринне, обозначает плюс, минус; если костная и воздушная проводимость одинаковой продолжительности, ставят знак равенства;
Н — часы, Р — акуметр Полицера — раньше употреблялись при исследовании слуха; v — шепотная речь; V — разговорная речь; Li — нижняя граница слуха; Ls — верхняя граница.
Легко убедиться в том, что данная формула определяла и содержание самого исследования, включив в него определение верхней и нижней границы слуха, восприятие тикания часов и акуметра и избрав для количественного исследования слуха камертон а435 и С2048.
В дальнейшем определение верхней и нижней границы слуха, составлявшее основу качественного исследования слуха, стало все реже применяться в практике. Вместо набора Бецольда — Эдельмана стали пользоваться наборами из 8 камертонов (С32 — С2048).
Из всего изложенного видно, что, несмотря на высокий авторитет Международного съезда отологов, принятая им слуховая формула не стала общепринятой в практике. До сего времени не прекращаются попытки ввести в практику более совершенные формулы, при составлении которых учитывали бы успехи в методике исследования слуха и в диагностике. Большая работа проделана в этом направлении и у нас. Предложен был, в частности, единый слуховой паспорт, который, несомненно, явился шагом вперед в унификации методики. К сожалению, мы до сих пор не располагаем общепринятой и даже более или менее распростра ненной слуховой формулой.
Отсутствие согласованности в отношении выбора и объема методов исследования слуха и способов их изображении препятствует изучению динамики слуха и тем самым правильному суждению о сущности лежащего в основе понижения слуха патологического процесса и о перспективах его дальнейшего развития. Так, в одних схемах ограничивают исследование камертоном А106 и С1024 других — С128 и С2048, в одних схемах костная проводимость исследуется камертоном C128, в других — С435. одни исследует костную проводимость только с темени, другие — с каждого сосцевидного отростка в отдельности и т. д.