Принципы восстановления речи. Подготовка к артикуляции звуков
Упражнения: А — для тренировки слуха, Б — для тренировки голоса, В — для тренировки артикуляции, Г — для тренировки речи.
Подготовка для усвоения расстановки ударений в речи. Выработка слуховой чувствительности по отношению к тембру, ритму, интенсивности и высоте акустических раздражителей: 1) звуков музыкальных инструментов и 2) гласных. Ассистент находится перед исследуемым и руководит музыкальными упражнениями, которые исследуемый должен повторять. С этой целью другой ассистент направляет руку исследуемого и помогает ему сделать то, что от него требуется. Упражнения следует повторять согласно приведенному ниже плану до тех пор, пока у больного не закрепятся кинестетично-зрительно-жестовые реакции.
Первый цикл упражнений
Второй цикл упражнений
Третий цикл упражнений. Исследующий находится за спиной исследуемого и согласно приведенной выше схеме выполняет упражнения, которые больной должен повторять до тех пор, пока они слуховым путём не будут закреплены.
Четвертый цикл упражнений. Выработка слуховой чувствительности по отношению к интонированным голосом звукам, упражнение начинается от низких гласных: а, о у, а потом переходят к высоким: э, и.
Исследующий находится перед исследуемым и четко произносит отдельные гласные. Исследуемый должен отвечать с помощью жестов (показывать на предметы, укладывать предметы в определенной последовательности, вкладывать их в коробку и т.д.).
Ассистент руководит движениями руки исследуемого. Упражнения следует повторять в соответствии с приведенным ниже планом до тех пор, пока не будут закреплены кинетично-слухо-жестовые реакции.
Во время упражнений лучше всего пользоваться записью на магнитофонной пленке.
Подготовка к артикуляции звуков
Артикуляция может развиваться нормально лишь в том случае, если голос включает по крайней мере 6—8 звуков тесситуры, положение которых в голосовой шкале зависит от иола и возраста исследуемого; это должно быть принято во внимание при составлении плана логопедического лечения.
Первый цикл упражнений. Направление голоса в резонаторы головы (так называемую, маску) двумя способами: 1) используя mormorando, 2) с помощью постепенного затихания интонированного голосового звука. При опускании нижней челюсти во время mormorando возникает звук гласной А. Благодаря затиханию и усилению звука гласной А, осуществляется мобилизация голосового аппарата.
Второй цикл упражнений. Увеличение продолжительности интонации гласной А. Увеличение и понижение высоты и упражнения с четным и нечетным ритмом.
Упражнения, заключающиеся в произношении гласных: А, О, У.
Упражнения, заключающиеся в произношении гласных: Э, И без каких бы то ни было искажений.
Упражнения для голосового аппарата с применением дыхательной опоры.
Упражнения, заключающиеся в понижении голоса, достигаемом в результате сдавливания щитовидного хряща („адамова яблока"), и повышении голоса благодаря уменьшению давления.
Третий цикл упражнений. Упражнения, во время которых производится механический или электрический массаж мягкого неба и задней стенки глотки с целью улучшения функционального состояния замыкающего глоточного кольца, благодаря чему удается устранить носовую окраску голоса и облегчить развитие нормальной артикуляции.
Четвертый цикл упражнений. Развитие резонаторной функции голосового аппарата на основании ощущений, возникающих при использовании созвучия хрящевых и костных частей, а также при образовании отзвуков в резонаторных полостях.
Упражнение, заключающееся в установке колеблющихся камертонов или специальных вибраторов. Активирование резонаторной функции гортани с помощью ларингофонов.