Сочетание тонов и шумов сердца. Увеличение количества тонов сердца
Следует упомянуть, что в одной и той же фазе сердечной деятельности могут сочетаться и тоны, и шумы. Особенно рельефно это выступает при комбинации недостаточности двустворчатого клапана и сужении левого предсердно-желудочкового отверстия. На хорошо выраженный систолический шум, возникающий вследствие недостаточности клапана, наслаивается хлопающий первый тон, который, как это вытекает из патогенеза порока, ни в какой мере не зависит от силы захлопывания или напряжения данного клапана, а имеет другой, еще недостаточно изученный патогенез.
Более понятно сочетание второго тона и диастолического шума при недостаточности клапанов аорты. Если клапаны сильно изменены, обезображены патологическим процессом, второй тон на аорте полностью исчезает и слышится только диастолическии шум. Если сохранившиеся частично клапаны в состоянии рождать тон, при аускультации определяется диастолическии шум, в конце которого звучит усиленный (вследствие повышения систолического давления в аорте) второй тон.
Мелодия сердечных звуков в нормальных условиях (т. е. при выслушивании стетоскопом) имеет двухчленный характер. Трехчленный ритм возникает при раздвоении (расщеплении) первого тона (предсердный или желудочковый ритм галопа), свойственном поражению проводниковой системы сердца (атриовентрикулярной или интравентрикулярной блокаде).
Трехчленный ритм, возникающий при сужении левого предсердно-желудочкового отверстия, зависит от раздвоения второго тона, причем патогенез этого явления изучен недостаточно. Сочетание при этом пороке первого хлопающего тона и раздвоение второго составляет так называемый ритм (или бой) перепела. Иногда ритм галопа при замене первого тона шумом состоит не из трех тонов, а из двух шумов и третьего (клапанного) тона.
Нам приходилось наблюдать и четырехчленный ритм: расщепление первого тона и раздвоение второго тона. Это свойственно некоторым случаям сужения левого предсердно-желудочкового отверстия. Иногда удается подметить и четырехчленную мелодию шумов, что нам приходилось слышать при комбинированных пороках левого венозного и аортального отверстий.
Несколько слов о так называемых органических и функциональных шумах. Мы считаем эту терминологию неудачной. Она предполагает разделение шумов на две категории: 1) на шумы, при которых нет органического поражения клапанов, и 2) шумы, возникающие вследствие анатомического поражения клапанов. Это разделение правильно, терминология же неудачна. На самом деле сердце более чем какой-либо другой орган познается в состоянии своего функционирования. Более того, сердце всегда пребывает в функционирующем состоянии. Клиническое обнаружение так называемых органических шумов особенно облегчается именно повышением функционального состояния сердца (после мышечного напряжения).
И, наоборот, так называемые функциональные шумы, т. е. возникающие при неповрежденных клапанах, нередко исчезают и даже заменяются тонами как раз при повышенном функциональном напряжении сердца. Если же под функциональным (патофизиологическим) понимать состояние, противоположное органическому, патологоанатомическому, грубо морфологическому изменению сердца, то и такое противопоставление не подходит к этому разделу кардиопатологии, так как шумы, не связанные с поражением клапанов, могут встречаться при органических поражениях миокарда.
Некоторые, главным образом систолические шумы действительно могут возникать при некоторых патофизиологических, «функциональных» состояниях сердечно-сосудистой системы без ясного патоморфологического ее поражения (при малокровии, базедовой болезни, микседеме, нетренированном или перетренированном сердце, при интоксикации и др.). Однако другие «функциональные» шумы, возникающие при здоровых клапанах, в своей основе нередко имеют тягчайшее поражение сердца (миокардиофиброз, миокардит). Нужно называть вещи своими именами и не опираться на не вполне точные термины.