Нарушение сознания болезни. Система психологической защиты
Общепринятым и бесспорным является понимание нарушения сознания болезни как одного из элементов нарушенного самосознания. Но в оценках того, -какие психические процессы являются главным звеном в механизме развития этого феномена, мнения исследователей существенно расходятся. Принципиально важно и то, что клиническое понимание расстройств самосознания не совпадает полностью с психологическим и философским его пониманием.
В структуре феномена нарушения нозогнозии тесно переплетаются как сохранные - конституционально присущие индивидууму личностные составляющие и социально обусловленные - особенности психической деятельности, так и привнесенные патологическим процессом отклонения, и иногда очень нелегко указать степень тяжести и значимости каждого из них.
Так например, к социально обусловленным можно отнести факты существенной трансформации отношения к болезни у больных алкоголизмом, сложившиеся в последние годы, благодаря, с одной стороны - развитию частной медицины, а с другой - общему изменению взглядов на алкогольную проблему в социуме. Можно видеть исчезновение страха перед «постановкой на учет» и связанных с этим социальных ограничений, прерогативу трезвого образа жизни как элемента делового этикета, общее увеличение числа и определенный рост престижа лиц, прошедших лечение и воздерживающихся от приема алкоголя после аверсивных процедур, отношение к последним как к «волевым, способным преодолеть пагубное пристрастие» людям и т.д.
Так, Л.П. Яцков, обозначая анозогнозию как психологический феномен в диагностике наркологических заболеваний, отводит ей роль «пролонгированной ответной реакции личности на полученную ранее упреждающую положительную информацию, которая признана обществом как особо значимая, целесообразная ценность». «Личность, -пишет он, - как правило, отвергает порок намного раньше встречи с последним.
Такое отрицание оказывалось реакцией на поведение окружающих, ведущих здоровый образ жизни. Такой стиль жизни осознается личностью как особая ценность. Совпадение с общепринятым общественным мнением служит будущему больному основанием для формирования у него «фасада непорочности». Тем самым, Л.П. Яцков ведет речь о моральной оценке явления, а не о его клинической сути.
Нельзя также считать удачным и сам термин «психологическая защита», пришедший в наркологию из понятийного аппарата психоанализа. Как известно, под психологической защитой в интегративной психологии понимается реакция на фрустрацию, связанную с интрапсихическим конфликтом (Blane H.T., 1997). При наркологическом заболевании фрустрация и интрапсихический конфликт объясняются стремлением больного избавиться от социально осуждаемого ярлыка.
Позиция авторов сводится к простой схеме: больному известна постыдная общественная репутация алкоголизма (наркомании), но он не знает сути болезни у самого себя, и поэтому у него нет правильной критической самооценки и мотивации к лечению; но если ему рассказать о сути его болезни, то можно добиться установки на лечение.