Внутренняя картина болезни. Определения сознания и самосознания
Аналогичное содержание имеет и употребляемый лишь в отечественной литературе термин внутренняя картина болезни (Р.А. Лурия, 1935), который охватывает весь широкий комплекс аффективных, идеаторых и поведенческих реакций индивидуума, вызванных болезнью.
Поэтому, на наш взгляд, термины сознание, переживание, нозогнозия и внутренняя картина болезни наболее широко и полно характеризуют суть изучаемого явления.
Они будут нами использоваться в синонимическом значении как основные в понятийном аппарате данного исследования. Тем не менее, и остальные указанные дефиниции (с определенными оговорками) нами не полностью отвергнуты.
Попытки удовлетворительно сформулировать сущность сознания очень сложны и до настоящего времени не получили окончательного разрешения. Так, Klaus Conrad (1967) считал, что вообще далеко не ясно, «что, собственно, такое это сознание, о расстройствах которого идет речь». Попытки дать определение понятия «сознания» сводятся, по его мнению, к idem per idem, то есть, замене одного синонима другим. Он соглашается с В. Майер-Гроссом, утверждавшим, что понятие сознания в психиатрии не может быть однозначным образом выражено ни каким-либо общим определением, ни выделением какого-то признака или группы симптомов.
По Конраду, к вопросу о сознании в клинико-психопатологическом плане можно подойти только с негативной стороны: «Совершенно очевидно, что психиатру лишь постольку приходится говорить о сознании, поскольку бывают состояния бессознательности».
Традиционно сложившееся общепринятое медицинское понимание сознания как способности ориентировки в месте, времени и окружающей обстановке является совершенно недостаточным. Очень часто больные без нарушения указанных функций могут лишь формально быть отнесены к категории лиц с сохранным сознанием (М.О. Герцберг, 1961; А.А. Меграбян, 1962; 1972 и др.).
При формулировании сущности сознания крайне важна исходная позиция. Социолог подчеркивает общественный смысл сознания, психолог - межличностные связи «я» и самооценку личности. Для клиницистов - неврологов, психиатров и психиатров-наркологов указанные определения недостаточны и менее пригодны для оценки уровня сознания у постели больного.
Мы разделяем воззрения исследователей (Ярошевский М.Г., 1974; Смирнов С.Д., 1985; Столин В.В., 1985; 1987; Соколова Е.Т., 1989 и др.), которые обоснованно считали, что в клиническом понимании сохранное сознание должно включать в себя ориентировку в собственной личности, месте и времени. Выпадение одного из указанных звеньев обусловливает либо утрату сознания в целом, либо парциальное выпадение.
Мы делаем попытку проанализировать суть нарушений сознания, возникающих у больных при формальной сохранности ориентировки в месте и времени. К категории таких нарушений сознания еще С.С. Корсаков относил неосознавание больным своей болезни
Проблема сознания болезни не может рассматриваться иначе, как интегративная часть более общей проблемы - проблемы самосознания, охватывающей, кроме клинического, иные важные аспекты - философский, психологический, социологический, моральный, нравственный, религиозный и многие другие.