Этмологическая психиатрия. История этмологической психиатрии
Считается, что этология как самостоятельная наука была официально признана в 1973 г., когда К. Lorenz, N. Tinbergen и К. von Frisch были удостоены Нобелевской премии за работы в области биологии поведения. В этом же году I. Eibl-Eibesfeldt вводит определение этологии человека, хотя его основная монография по данному вопросу опубликована в 1985 г. В течение последних 10 лет выходят серии Advances in the Study of Behavior, а статьи в области этологии появляются как- в зарубежных, так и в отечественных источниках, от специальных изданий (в частности, Perspectives in Etology) до популярных (Е. Н. Панов, 1983).
В 1977 г. появляется термин «этологическая психиатрия», но фактически экскурсы этой дисциплины в психиатрию отмечаются с работ N. Tinbergen (1951) и P. Bateson, R. Hinde (1972). Этологи считают, что их метод при правильном использовании в психологии и психиатрии может многое прояснить в отношении вклада генетики и среды в поведение, особенностей протекания нейрофизиологических процессов, дает возможность понять биологические корни нормального и аномального поведения, регулировать коммуникативные функции и даже объективизировать психотерапевтический процесс, который ранее считался «образцом» субъективно-психологического подхода (М. McGuire, 1977).
При этом этологи считают, что ценность их метода понятна из допущения, что «фенотипические характеристики могут быть полезны с точки зрения общих патогенетических механизмов заболеваний» (V. McKusick, 1978).
Исходя из множества определений, этология — это наука об изучении поведения сравнительными методами, межвидовое и внутривидовое изучение поведения человека и животных (N. White, 1974), или биология поведения (N. Tinbergen, 1977). В словаре «Ethologische Worterbuch» A. Heymеr (1977) определяет этологию как объективное изучение поведения животных и человека с акцентом на видоспецифичность поведения, его адаптивные функции и эволюцию. Аналогичные определения имеются в словарях К. Immelmann (1982), В. Wolman (1979).
При этом считается, что этология человека изучает фило- и онтогенез поведения, интерпретирует врожденные компоненты и культуральное развитие поведения (I. Eibl-Eibesfeldt, 1984). Термин «этология» впервые зафиксирован Geoffroy-Saint Hilaire (1854), который, однако, придавал ему тот же смысл, что Е. Наеckel (1886) термину «экология». Позже I. Dollo (1866) стал употреблять этот термин именно по отношению к поведению, более подробно значение термина описано Е. Verbis (1909). L. Fairbanks (1979) считает, что К. Lorenz воспринял сам термин от своего учителя О. Heinroth, который им широко пользовался.
Сами этологи считают, что их методы восходят к Ch. Darwin (1872), который показал, что выражение эмоций у животных и человека укладывается в непрерывный ряд, при этом Ch. Darwin считал, что некоторые эмоции унаследованы человеком и, по-видимому, ранее были полезны, но утратили функциональное значение. Хотя последнее утверждение было опровергнуто изучением коммуникативной роли мимических выражений у человека, все же исследования Ch. Darwin являются первой попыткой объективной оценки поведения. При этом ученый применяет следующие источники информации, которые позже стали классическими для эволюционной психологии:
1) сравнительное исследование эмоциональных выражений межвидовое (у человека и животных),
2) межкультуральное сопоставление эмоциональных выражений, 3) сопоставление эмоциональных выражений психически больных и здоровых.
Истории болезни и описания представляют для Ch. Darwin, Н. Maudsley, P. Nicol, C. Brown большой интерес.