Основа психосоматической концепции. Соматическое и психическое у пациентов
Сократ говорил, что: „Как не следует пытаться лечить глаза без головы или голову без тела, точно также не следует заботиться о теле без души". Монтэнь знал и он ,,1'etroite couture de l'esprit et du corps, s'entrecommuniquant leurs fortunes-', а Боссуэт обращал внимание на значение расслабления следующими словами: „de ne pas nous accabler parce que l'accablement jette dans la precipitation, ce qui est dan-gereux pour les ames".
В начале XIX века Бишат обращал внимание на пищеварительные последствия эмоций, а Лаэннек подчеркивал пагубное влияние, оказываемое на туберкулез „печальной страстью".
Психосоматическая концепция, как и современная кортиковисцеральная, представляет, следовательно, актуализацию некоторых понятий тысячелетней давности, подчеркивающих значение аффективных сил в генезе некоторых соматических расстройств органопатического вида, подчеркивающих висцеропатическую, соматотропическую силу некоторых невротических расстройств, возможную способность соматизации некоторых расстройств психодинамики.
Она представляет собой возведение на уровень научной интерпретации этих старых познаний, переход из области гипотез и умозаключений к более ясным объяснениям физиологического порядка, с одной стороны, психологического порядка, — с другой стороны, путем более глубокого постижения явлений с помощью множественных современных средств исследования (биологических, экспериментальных, психологических и пр.).
Эти концепции представляют собой результат многочисленных исследований, произведенных в различных плоскостях такими авторами, как Бард, Каннон, Павлов, Фрейд, Быков, Селье, Александер и др.; несмотря на различие методов исследования и основных точек зрения, представляют общую, единую истину, проистекающую из их конвергенции: идея единства человеческого существа, психофизического единства, благодаря которому существует отзвук эмоций, воображений, чувств, страсти на органах, благодаря которому эмоции могут играть значительную роль в генезе некоторых телесных нарушений (и, наоборот, психические страдания могут быть обусловлены соматическими расстройствами, в области висцер).
Впрочем, психосоматическое понимание действительно для любого человеческого заболевания. Оно применимо при всех патологических состояниях человека. При любой его болезни, любой природы находится комплекс психических и соматических проявлений и существуют условные факторы обеих категорий: соматические расстройства всегда отзываются психически и могут вызывать самые различные психологические реакции аффективного, идеативного, имагинального порядка и пр., а психические расстройства, чисто физиологического или патологического порядка дают свой соматический отголосок, вызывая различные изменения в функциональном равновесии висцер и могут обусловить самые различные расстройства в этой области. Любое соматическое заболевание прикосновенно психическому (в генезе и в проявлениях) и в любом особом психическом состоянии (чисто психологическом или патологического вида) существует и соматический отклик — висцеральное проявление.
Оттого, проникновение в психологию больного является абсолютной необходимостью не только в случае заболеваний или болезней соматического характера без очевидной, несомненной органической этиопатогенетической основы, но даже в тех случаях в которых такой субстрат совершенно ясен (потому что этиологическая или симптоматологическая прибавка невропсихического порядка существует почти всегда, в различной пропорции) .