Как известно, нормальное функционирование наших внутренних органов, глубоких висцер экономики остается, обычно, вне поля нашего сознания. Оно развертывается автоматически и бессознательно, благодаря автоматизму вегетативной нервной системы, поддерживаемое рядом гуморальных, эндокринных, биохимических и прочих условий. Не представляется ясно нашей дискриминации, анализу, познанию. Как говорил Шопенгауэр, здоровье органов утверждается именно их отрицанием.
Ощущение внутреннего функционального равновесия висцеров не является настоящим, несомненным, сознательным. Можно было бы сказать, что оно является отрицательным ощущением, ценное именно своим небытием в сознании. В момент, когда внутреннее, глубокое соматическое ощущение четко появляется в поле сознания, оно становится выражением патологического явления.
Несомненно существует висцеральная чувствительность, но она является бессознательной чувствительностью, лишь рефлексогенной, играющей роль только в определении и сохранении вегетативных рефлексов, стоящих в основе висцерального автоматизма. Когда висцерально-вегетативные функции протекают нормально, в порядке, гармонично — они вызывают в сознании существа особое ощущение блага, знакомое каждому здоровому человеку, при удовлетворительном органическом равновесии.
Это — сенестезия, ощущение "bien-etre"-o, чувство гармонии и целостности вегетативной и висцеральной жизни, равновесия наших внутренних функций, неясное чувство, тяжело определимое, но важное Зля сознания физической личности (Лермитт). В этой сенестезии заключается субстрат чувства благодушия. В этой функции отражения в нашем сознании глубокого, телесного, висцерального нашего "Я" содержится источник хорошего настроения, нормального чувства удовлетворения, нормального психического тонуса.
Это висцеральное бессознательное (или смутное) чувство называют тепереь еще и интерорецептивной чувствительностью и ей предоставляется крайне значительная роль в регулировке не только автоматической деятельности внутренностей, но и в церебральной, высшей нервной деятельности. Русская физиологическая школа поддерживает особенно эту концепцию, источником которой являются труды Сеченова.
Он пишет в своем трактате о рефлексах мозга, в конце прошлого века: „В порядке появления явлений самосознания следует учитывать смутные, неточные ощущения, сопровождающие, имеющие место действия в органах грудной и брюшной полости". Эти „смутные ощущения" впрочем присоединившиеся к ощущениям, которые тают органы чувст, являются, согласно Сеченову „одним из самых сильных побудиделей психического развития". В этих ощущениях, названных также "системными ощущениями" заложен источник общего, неопределенного ощущения, называемого у здрового человека, ощущением благосостояния, сенестезией.
И Спенсер, много лет тому назад, утверждал, интуитивно, что внутренние, общие ощущения имеют своим источником возбуждение нервных окончаний, рапстространенных во всем теле". Орбелли, продолжатель Павлова и Сеченова, писал в 1932 году насчет инте-рорецептивных механизмов: "Можно думать, по аналогии с другими органами, например, с верхней областью пищевода, что эти области нашего тела направляют нити в мозг, и, возможно, кортикально представлены. В определенных условиях мы приобретаем болевую чувствительность со стороны вицер, но она разнится от болевого ощущения, вызванного раздражением оболочек.
Кроме того, нам известны особо субъективные состояния, неопределенного характера, которые мы локализуем в определенных частях тела, например, в брюшной, грудной полости, в печеночной легочной области и пр.".
Во всех подробностях, вопрос внутренних ощущений еще не полностью решен, как и вопрос их роли в психических процессах. Согласно Быкову, импульсы, зарождающиеся в интерорецептивной системе, во внутренних висцеральных рецепторах, как в течение нормальной деятельности органов, так и в некоторых особых физических и химических, термических, механических условиях, играют важную роль в деятельности мозга. Каждая из высшей нервной деятельности исходит, вероятно, из комплекса действий, внешних и интерорецептивных инфлюксов.