Альтернатива больничному лечению шизофрении. Истоки альтернативного лечения шизофрении
Мы можем устранить многие ограничения, связанные со стационарным лечением, и нормализовать среду обитания для лиц с психическими заболеваниями, создав альтернативы (домашнего типа, с открытыми дверьми) больнице при психиатрическом лечении острых состояний. Такой подход обладает рядом преимуществ. Оказываемая помощь обходится гораздо дешевле, при этом она — по сравнению с больничным лечением — носит менее принудительный и отчуждающий характер и дает иной результат.
Людей, получающих обслуживание в такой неинституциональной обстановке, призывают к использованию своих собственных внутренних резервов. От них ожидают определенной степени самоконтроля, побуждают их брать на себя ответственность за свои поступки и за состояние своей среды обитания. Таким образом, клиенты в большей мере сохраняют самоуважение, свои навыки и чувство хозяина над своей жизнью.
Благодаря домашнему и непринудительному характеру описанных здесь альтернатив существенно облегчается (по сравнению с больничными условиями) установление человеческих контактов с пациентом в период кризиса.
Многие типы описываемых здесь альтернатив для лечения острых психических расстройств имеют общие истоки. Некоторые из них (в частности, инновационная программа «кризисных домов» под руководством Пола Полака) связаны с послевоенным движением терапевтических общин, главным вдохновителем которого был английский психиатр Максвелл Джонс (Jones, 1968).
Другие, такие как проект «Сотериа» («Исцеление») в американском штате Калифорния (Mosher, 1995) и в Берне (Щвейцария) (Ciompi et al., 1995), уходят корнями в экспериментальную лечебную среду — плод деятельности Р. Д. Лейинга (R. D. Laing) и его коллег из Филадельфийской ассоциации, работавших в Лондоне в 60-е годы (Barnes and Berke, 1972; Sedgwick, 1982). Голландские службы помощи при кризисных состояниях были разработаны в результате развития идеи о первичной профилактике эмоционального расстройства, изложенной в 1963 г. Джералдом Капланом в его книге «Принципы профилактической психиатрии» (Caplan, 1963).
Если мы захотим глубже проанализировать исторические корни, то через эти революционные по своей сути разработки в области социальной психиатрии, относящиеся уже к периоду после Второй мировой войны, нить связи приведет нас к еще более раннему источнику — к наиболее успешным элементам возникшего в начале XIX в. «морального» (т. е. гуманного) подхода к обращению с психически больными. Общие принципы, лежащие в основе современных альтернативных лечебных программ и предшествовавших им моделей, предложенных в XIX-XX вв., привлекают внимание к общечеловеческим потребностям пациентов и к характеру их болезней (Jones, 1972; Warner, 1994).
Теперь, как и в эпоху «морального подхода», оптимальные условия для эффективного психосоциального лечения создают, как правило, небольшие заведения домашнего типа с нормализующей обстановкой. Благодаря своей открытости и расположению непосредственно в районе проживания пользователей они позволяют каждому человеку по-прежнему поддерживать контакты с друзьями и родственниками, не порывать с работой и привычной социальной жизнью. Здесь подход отличается гибкостью, здесь избегают принуждения, а взаимоотношения обычно строятся в большей мере на принципах равноправия, чем на структурах иерархического подчинения. Здесь привлекают пациентов к поддержанию своей собственной среды обитания и используют тот рабочий потенциал, который могут предложить эти люди. Здесь, в отличие от больницы, не стремятся форсировать темпы лечения и вообще стараются создать спокойную атмосферу убежища в полном смысле этого слова.