Дифференциация эпидемиологической экосистемы. Структура эпидемического процесса.
Осознание единства природы и общества, преломляющегося в единстве биологического и социального в эпидемическом процессе, неизбежно приводит к отрицанию как биологизма, так и вульгарного социологизма в эпидемиологии. Эпидемиология —это синтез естественных и общественных знаний, поскольку объект ее исследования, т.е. эпидемический процесс-биосоциальное (социально-экологическое) явление.
В соответствии с территориальной дифференциацией общества эпидемиологическую соцэкосистему можно дифференцировать по «вертикали» на локальную, региональную и глобальную, причем системы локального уровня входят в состав системы регионального, а множество последних в свою очередь-в состав глобального в качестве взаимодействующих подсистем. При этом каждая из упомянутых эпидемиологических соцэкосистем состоит из экосистемного и соцэкосистемного уровней.
Эпидемический процесс на уровне локальной соцэкосистемы ограничен коллективом - группой лиц, связанных между собой в течение определенного периода времени в хозяйственном, профессиональном, бытовом или ином отношении (детские и семейные коллективы, коллективы предприятий, воинские части и др.,), т. е. находящихся в сходных условиях взаимодействия с популяцией возбудителя инфекции. Это понятие аналогично традиционному понятию «эпидемический очаг».
На уровне региональной соцэкосистемы эпидемический процесс ограничен населением данной административной территории (город, район, область, республика) или производственно-территориального комплекса в пределах одного государства, характеризующегося определенным общественным строем. Региональная эпидемиологическая соцэко-система состоит из локальных соцокосистем, взаимодействующих с региональными природно-социальными условиями жизни населения. Это понятие аналогично традиционному понятию «эпидемия».
Глобальный, т. е. высший уровень системы эпидемического процесса, состоит из региональных эпидемиологических соцэкосистем, взаимодействующих с планетарной средой обитания современного мирового сообщества. Понятие «глобальная соцэкосистема» аналогично традиционному понятию «пандемия».
На уровне глобальной соцзкосистемы мировые социальные процессы оказывают активизирующее влияние на эпидемический процесс, нередко придавая ему пандемический характер. Так, активизация международной миграции населения и развитие скоростных транспортных средств обусловили, по выражению СВ. Гуслица (1958), интенсификацию межгосударственного «перемешивания» населения и увеличение вероятности заноса возбудителей инфекций из одной страны в другую. По мнению G. Howe (1979), эти процессы превращают мир в единую эпидемиологическую систему. Активизация международной миграции населения и межгосударственного торгового обмена пищевыми продуктами, животными, кормами и сырьем животного происхождения, а также планетарный характер антропогенного воздействия на природу придают чрезвычайную актуальность изучению закономерностей эпидемического процесса на уровне глобальной соцзкосистемы, особенно с учетом предпринимаемых под эгидой ВОЗ попыток консолидации международных усилий по ликвидации ряда инфекций и инвазий.
При системном подходе к анализу эпидемического процесса на разных уровнях его морфологической структуры биологический, природный и социальный аспекты единого социально-биологического понятия «человеческое население» как бы расчленяются на отдельные компоненты, абстрагируются, выделяются из общей связи с целью изучения: биологическое рассматривается как часть паразитарной системы, природное - как часть экосистемы, социальное — как часть соцэкосистемы. Вместе с тем такое расчленение сугубо условно и является не более чем методическим приемом системного подхода, служащим для ясного понимания морфологической структуры эпидемического процесса. Истинное неразрывное единство биологического, природного и социального в эпидемическом процессе (как и в человеческом обществе) неизбежно и зримо предстает при анализе его функциональной структуры. В связи с этим сошлемся на авторитетное мнение известного философа В. Г. Афанасьева (1986).